◄ Назад
▲ Вверх
▼ Вниз
Выделить код

Asiacinema

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Asiacinema » Культура Японии » Японское холодное оружие


Японское холодное оружие

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Тему завожу как задел на будущий рассказ про катаны, вакидзаси, тати, цубы и прочая прочая, но начну рассказ с самой запоминающейся легенды - с тёмных клинков Мурамасы.

Когда мы искали информацию про мастера Масамунэ, неизбежно всплыл и его антагонист- мастер клинков Мурамаса.
Приведу цитату с сайта выставки Самураи: Искусство войны, привозивших в Москву один из немногих уцелевших кинжалов этого мастера:

Одна из жемчужин нашей коллекции — меч известнейшего мастера Мурамаса. Мечи этого мастера уникальны тем, что на них — и это единственный случай в истории — были объявлены гонения, их запрещали носить, их уничтожали. Несмотря на это, мечи Мурамаса всегда были объектом страстного желания как самураев, так и, позднее, коллекционеров.

Большинство сохранившихся до наших дней мечей Мурамаса находится в частных коллекциях и никогда не демонстрируется широкой публике. Мы дарим вам удивительную возможность — своими глазами увидеть меч, окруженный бесчисленными легендами и предрассудками.

ДВА ВЕЛИКИХ МАСТЕРА

В истории создания японских мечей навсегда остались имена двух выдающихся оружейников: Масамунэ и Мурамаса. Кто-то говорит, что они были братьями, кто-то — что друзьями, кто-то — что Учителем и Учеником. Как бы то ни было, мечи этих мастеров отличает то, что у них есть свой собственный характер. И они отражают две возможных испостаси меча — меч разящий и меч, предотвращающий столкновение.

Масамунэ называли Белым мастером. Он был монахом и владел множеством секретов по изготовлению мечей. Говорят, меч Масамунэ обладал такой силой, что его владельцу даже не было необходимости вынимать его из ножен — уже сама сила, вложенная в него мастером, даровала победу.

Масамунэ создал школу ковки меча, его ученики также стали великими мастерами. Но один из его учеников использовал полученные знания и мастерство для того, чтобы создавать мечи, несущие смерть. Имя этого ученика  — Мурамаса.

Мурамаса, согласно преданиям, совершал суровые аскезы и обладал мистической силой, которая позволяла ему заковывать в свои мечи заклинания и воинствующих духов. Считалось, что меч Мурамаса, который вынули из ножен, требует крови и несет смерть.

По легенде, Мурамаса был не согласен с политикой Токугавы, который стремился завладеть властью над всей Японией, поэтому вкладывал в свои мечи проклятия для всей семьи Токугавы.

Согласно преданиям, когда меч Масамунэ и меч Мурамаса воткнули в дно ручья, то опавшие листья, которые плыли по течению, огибали первый меч. А меч Мурамаса разрезал их надвое. Таким образом была явлена природа этих клинков: клинка, сохраняющего жизнь, и клинка, несущего смерть.

МИСТИКА МЕЧА

На самом деле Мурамаса — это целая династия оружейников. Согласно общепринятой версии, первым в этой семье великих мастеров был Сэнго Мурамаса, который работал в поздний период эпози Муромати (около 1460 года). Он получил духовное имя Нюдо Мёдаи, но подписывался всегда светским именем — оно состояло из двух иероглифов, которые вы можете увидеть на хвостовике меча, представленного в нашей коллекции.

Вторым в династии бы его сын, которого также звали Сэнго и он подписывался точно такими же двумя иероглифами — Сэнго Мурамаса. Его сын также стал оружейных дел мастром, а подписывался как Мэису Кувана дзю Мурамаса.

Историки до сих пор теряются в догадках — сколько же на самом деле поколений было в этой династии. Дело в том, что мастера Муромаса не утруждали себя проставлением дат, и до наших дней дошел всего один меч с датой. Судя по всему, это меч второго Мурамаса.  Однако, если это на самом деле так, первый Мурамаса никак не мог жить в то же время, что и его предполагаемый учитель Масамунэ. Между тем, большинство старинных книг и хроник настаивают на том, что между двумя этими величайшими мастерами существует преемственность.

Исходя из этого факта историки сделали предположение, что в династии было еще одно поколение — четвертое — о котором не осталось никаких упоминаний в летописях.

Как бы то ни было, мечи Мурамаса известны, прежде всего, благодаря своим невероятным характеристикам и связанным с ними мистическим историям. Доподлинно известно, что с мечами этих мастеров связана череда смертей и несчастных случаев в династии великого Иёясу Токугава. Именно поэтому он принял решение уничтожить все мечи Мурамаса, которые хранились в его семье, его примеру последовали и многие знатные воины, даймио и сёгуны.

Однако мечи были так хороши, что многие самураи решили сохранить их тайно.

Во времена Канэи (1625) владение мечом Мурамаса было запрещено, и воина, у которого находили такой меч, ожидало суровое наказание — вплоть до смертной казни. В то время практически все мечи Мурамаса были уничтожены...

К концу эпохи Токугавы, несмотря на все запреты и гонения, подавляющее большинство самураев жаждало заполучить меч Мурамаса — из-за его невероятной остроты. Мечи Муромаса были классифицированы официальным испытателем Ямадой Асамоном как «мечи высшей степени остроты».

Кубата Сагана, инструктор по кендо (искусству владения мечом) конца эпохи Токугава, писал, что мечи Мурамаса были острее, чем меч, сделанный известным мастером Бизэном Канэмицу. Многие предводители кланов и самураи выбирали мечи Мурамаса за их невероятную остроту, в их числе: Тоётоми Хидэёси, Маэда Тосииё, Тукусима Масанори и Санада Юкимура.

До настоящего времени сохранилось лишь несколько мечей Мурамаса, в основном — в частных японских коллекциях. Увидеть это уникальное произведение оружейного искусства — редкая удача.

Накайима Хисатае написал короткое стихотворение, посвященное мастерам Мурамаса:

Заключен ли в них злой дух или нет
Этого мне знать не дано.
Но в реальности
Мечи Мурамаса – большая редкость,
Это я знаю точно.

Я видела этот клинок на выставке- впечатления от него двоякие. Простое лезвие, чёрные полированные ножны, а он как будто вибрирует в своём бронированном аквариуме. И ощущение опасности. Пожалуй, я готова поверить в эту древнюю легенду.

Да, именно клинком Мурамасы, подаренным императору, жонглирует, танцуя, Кан Дон Вон в Дуэлянте.

+1

2

Про мечи много легенд и красивых фильмов, а вот про ножи как-то подзабыли. Я вот люблю ножи. Сейчас читала книгу "Холодное оружие на охоте и в бою", но сканить лениво, нашла любопытную статью про некоторые виды японских НОЖЕЙ в том числе и для женской самообороны. Ну, какой самообороны... в смысле, не достанусь же я никому. У мужчин ритуальное самоубиение поинтересней.

http://i46.fastpic.ru/big/2013/0719/d3/d0896be9cca0fcc10102ac7c0f753dd3.jpg

Статья

Ножи «айкути» характеризуются добротностью и изысканностью художественного оформления, тогда, как облик ритуального ножа «кусун-гобу» отличается строгостью исполнения с использованием белых тонов. Белый цвет («предвестник смерти») в Японии считается траурным. На фоне восхитительных японских мечей, окутанных легендами о подвигах и высоком мастерстве самураев, боевые ножи, поначалу, как-то не очень смотрелись. Однако, по мере более углублённого изучения исторических материалов, знакомства с конструктивными особенностями и их предназначением, отношение к ним существенно изменилось. Они вызывают чувство почтительного интереса к истории Японии, мастерам-изготовителям клинкового оружия, к бойцам виртуозно владеющих им. Если хотите, появилось понимание глубокомысленной фразы: «Восток - дело тонкое».
Малоразмерные японские ножи «айкути», «кайкен» и «кусун-гобу» предназначались для самообороны и совершения самоубийства: у мужчин - «сэппуку», у женщин - «дзигай».

Ритуальный нож «кусун-гобу» хранился в жилище самурая на почётном месте, на специальной подставке «таконома». Этот нож, как клановая реликвия, передавался самураями от одного поколения к другому.
«Харакири» в дословном переводе означает: «хара» -живот, «кири» - резать. Согласно философии буддизма, у человека самым жизненно-важным органом является не голова и сердце, а живот. Акт вспарывания живота как бы означал: «Я открываю Вам свою душу - убедитесь сами, я прав или виноват!?»
Если вспомнить, акт самоубийства использовался и в древнем Риме, когда воин, при определённых обстоятельствах, принимал смерть от собственного меча. Ритуальное самоубийство применялось и у народов Азии и Сибири. Известно, что в древнем Египте вместе со смертью правителя погребали и его ближайшее окружение.

В Японии обряд лишения себя жизни путём совершения «харакири* был заимствован самураями (военное сословие) у потомков древнего населения японских островов - айну. Слово «самурай» произошло от глагола «сабуран», что означало «служить великому человеку» («служить и защищать хозяина»). Становление сословия самураев («буси») относится к УП-УШ столетиям.
Причин для совершения «харакири» было несколько. Для каждого вида самоубийства в японском языке имеется собственный термин. Так, например, самурай лишал себя жизни вслед за произошедшей смертью своего господина. Месть обидчику за смерть (оскорбление) своего господина считалась у самураев делом чести. Месть («катаки-ути») считалась завершенной лишь после того, как голова врага была положена к ногам (или на могилу) своего господина. Этот обряд именовался «ои-бара», позднее он приобрёл другое название - «дзюнси».
Если высокопоставленное лицо нанесло обиду или оскорбление лично самураю, то пострадавший, в качестве своей мести, приходил к дому или в сад к обидчику и там совершал «харакири».
Форма самоубийства самурая, как факта признания допущенной ошибки при выполнении обязательств перед своим господином, носило название «сокуцу-си».
Самоубийство, совершённое в знак протеста против несправедливого отношения к себе со стороны своего господина, называлось «кансик» Лишая себя жизни в этом случае, самурай надеялся, что господин пересмотрит свою позицию.

Акт самоубийства «синдзю» - подразделялся на «дзе-си» - самоубийство влюбленных и «ояко-синдзю» - совместное самоубийство родителей и детей.
«Инсеки-дзисаку» - самоубийство, как результат осознания своей ответственности за случившееся.
В результате понесённого поражения на поле брани, чтобы избежать плена, японские верноподданные прибегали к обряду самоуничтожения. Этим поступком они как бы заглаживали свою вину перед господином за проигранную битву. В годы второй мировой войны среди военных получил распространение новый вид самоубийства «тэппа-бару» - выстрел из пистолета в живот.
Одной из важных составляющих морали сословия правящего класса для мужчин-самураев, являлся ритуал «сэппуку» - публичный обряд самоубийства. «Сэппуку» совершался либо по собственному желанию, либо при осуждении виновного на смерть. Акт самоубийства включал в себя: вскрытие ножом полости своего живота и, последующее за этим, отсечение мечом головы, специально назначенным лицом («кайсяку»). Становление этого обряда, как обычая для «буси», произошло в эпоху Хайан (1Х-ХП вв.). Однако обряд приобрёл массовый характер лишь в конце XII в, когда обострилась борьба двух кланов Тайра и Минамото. Самурайский кодекс («бусидо») требовал от настоящего воина не только высокой боевой выучки владения разновидностями холодного оружия и образованности, но и знания национальных ритуалов. Кодекс самурайской этики «бусидо» способствовал воспитанию у самураев верности своему господину, стимулировал жажду подвига и славы. Обоснованное самоубийство считалось у самураев проявлением героизма и высшим подвигом. Чувство чести и собственного достоинства воспитывались у детей самураев с раннего детства. Начиная с трёх лет дети включались в организации, напоминающие бойскаутов. С двенадцатилетнего возраста, мальчиков начинали учить обращению с разновидностями оружия.
Честь и слава самурая ценилась выше человеческой жизни. Поэтому, когда на карту ставилось одно из этих понятий, самурай не раздумывая, отдавал свою жизнь. Уход из жизни через «харакири» - почётная смерть воина привилегированного сословия.
В XVII в. порядок добровольного ухода из жизни был чётко регламентирован. В Японии выпускалась специальная литература с поясняющими иллюстрациями и описаниями последовательности и правильности действий при совершении «харакири».
Самураям с детства прививалось умение стойко переносить физическую боль, презрительное отношение к смерти, способность совершить ритуальное самоубийство и владеть собой до последних минут жизни. Их знакомили с техникой выполнения этого обряда. Дети самураев, порою, ещё не достигнув своего совершеннолетия, прибегали к совершению «харакири».
Для убедительности приведём лишь один пример. За допущенную несправедливость сегуна Иэясу к отцу, который в знак протеста совершил «харакири», его дети Сакон (24 года) и Наики (17 лет), решили отомстить обидчику и совершили на него неудачное покушение. Суд приговорил братьев к ритуальному самоубийству. Приговор распространился и на их малолетнего брата Хатимаро (8 лет). Для совершения ритуального обряда малыша посадили между старшими братьями. Он слушал пояснения братьев и внимательно наблюдал за их действиями. После того, как братья вспороли себе животы - Хати-маро хладнокровно проделал на себе ту же операцию.
«Сэппуку» - публичный, ритуальный вид самоубийства, происходящий в строгом соответствии с установленными правилами и порядком его исполнения.
При сёгунате Асикага (1333-1573 гг.), ритуальный обряд ухода самурая из жизни путём совершения «сэппуку» приобрёл силу закона. Однако сложный ритуал этого обряда окончательно сформировался лишь в эпоху Эдо (1615-1868 гг.).
Выполнение «сэппуку», как вида наказания, влекло за собой конфискацию имущества. Если самурай прибегнет к «харакири» ранее того, как ему будет вынесен приговор к совершению «сэппуку», то его семья не лишалась имущества и доходов, а ушедший из жизни самурай, заслуживал почётного захоронения.
Выбор места для совершения этого ритуального обряда осуществлялся с учётом социального положения и должности приговорённого лица. Приближенные к сегуну лица (даймё, хатамото и вассалы, воины, имеющие командирский жезл) производили сэппуку во дворце, самураи низшего ранга - в саду дома князя, на попечении которого находился осуждённый. Если решение сёгуната на проведение «сэппуку» заставало осуждённого вне пункта постоянного проживания, то для совершения обряда, мог быть избран храм или часовня. В кодексе самурайской этики «бусидо» находился пункт, который обязывал путешествующего самурая всегда иметь при себе специальное платье, предназначенное для этого обряда. Если местом проведения этого обряда избирался сад, то на его территории избиралась площадка (около 12 квадратных метров), стороны которой огораживались бамбуковой изгородью, обтянутой белым материалом. В изгороди делались северный и южный (иногда запад-восток) входы. Поверхность земли огороженного участка застилалась циновками с белыми каймами, поверх которых укладывали полоску белого войлока или шёлка. На изгородь вешались флаги.
Если предполагали проводить обряд в помещении, то стены его драпировались белыми шёлковыми тканями.
Накануне осуждённый приглашал друзей в свой дом, где они пили сакэ, шутили и ели сладости. Хозяин дома проявлял самообладание и подчёркивал своё презрение к смерти. Ритуалом предусматривалось назначение трёх секундантов.
Осуждённому предоставлялось право самому выбрать из числа своих друзей секунданта («кайсяку») и двух его помощников. Секундант благодарил за оказанную ему высокую честь и доверие, принимал от осуждённого его личный меч, которым завтра, он должен будет отсечь другу голову. Одному из помощников кайсяку, вменялось в обязанности поднесение приговорённому ритуального ножа («кусун-гобу»). Другому помощнику секунданта надлежало продемонстрировать присутствующим отрубленную голову осуждённого. Самурайский кодекс предусматривал назначение ряда официальных лиц, коим надлежало присутствовать при совершении этого обряда. Организатор был ответственным за проведение всей процедуры в строгом и в точном соблюдении требований кодекса. Среди выделенных персон должны были находиться; 1-2 главных советника («даймё»), 2-3 второстепенных советника («ёнин»),2-3 приближённых 4 ранга («моногасира»), владелец дома (дворца), б прислужников 5-6 ранга, 4 самурая низшего ранга (для погребения тела). Если осуждённый был приговорен к «сеппуку» не сегуном, а феодальным князем, то выделялось ещё 2-3 прислужника. Среди присутствовавших находились свидетели (общественные цензоры), главный из которых зачитывал осуждённому приговор и удалялся. Второй цензор обязан был свидетельствовать исполнение приговора.
После оглашения приговора, осуждённому приносили на подносе белую одежду - «сини-содзоку» («одеяние смерти»).
Если осуждённый был приговорен к «сэппуку» правительством, то кайсяку и его помощники должны быть одеты в специальные церемониальные одежды.
Присутствующим напоминали порядок проведения церемонии. Осуждённый входил через северные (или западные) ворота. Спереди его сопровождал моногасир, сзади ёнин, по бокам шесть прислужников. Во время объявления приговора прислужники сидели с обеих сторон осуждённого. В случае попытки бегства осуждённого они должны были его заколоть или зарубить. Осуждённый опускался на колени и садился на пятки. Прислуживающие самураи помогали осуждённому обнажить от одежды верхнюю часть тела, завязать края рукавов и подсунуть их ему под колени, чтобы осуждённый после рассечения полости живота падал не назад на спину, а вперёд.
Кайсяку с помощниками тихо входил через южные ворота и становился сзади и слева от осуждённого. Незаметно он обнажал меч и клал рядом с собой ножны. В это время его первый ассистент подносил осуждённому ритуальный нож - «кусун-гобу».
Осуждённый двумя руками брал с подноса «кусун-гобу» и возносил оружие над головой, после чего клал перед собой. Затем следовал стремительный удар ножом в левый нижний угол живот. Перемещая вонзившийся в живот нож в правый верхний угол с последующим разворотом и перемещением его в горизонтальном положении, а затем (если хватит сил) смещением в правый нижний угол, рассекались мышцы и внутренние органы полости живота.
В соответствии с ритуалом, теперь осуждённому следовало наклонить корпус вперёд (откинуться назад считалось позором). Кайсяку ждал этого момента. Одним взмахом меча он отсекал осуждённому голову. Затем, опустив меч боевым концом вниз, кайсяку отступал на несколько шагов назад, вставал на колени и вытирал бумажной салфеткой кровь на клинке меча. Теперь приступал к своим обязанностям второй помощник «кайсяку». Он поднимал отсечённую голову за косичку («магэ») или, если на голове не было волос, протыкал своим малым ножом («ко-га-тана») мочку левого уха, разворачивал её лицом в сторону наблюдателей для освидетельствования.
Засвидетельствовав смерть осуждённого и соблюдение всех правил совершения «сэппуку», представители власти и присутствующие официальные лица переходили в помещение, где для них был приготовлен чай и сладости.
Хотя в 1867 г, (после революции Мэйдзи) совершение харакири было официально запрещено, в годы первой и второй мировой войны случаи самоубийства генералов и офицеров носили массовый характер.
Несмотря на запрещение самурайства (в конце XIX в.) значительной частью населения Японии до сих пор сохраняется и поддерживается «самурайский дух». Наибольшее проявление этого духа обозначилось в годы второй мировой войны. Приведём несколько примеров.
Бои за овладение островом Сайпан отличались особой ожесточённостью. Сопротивление японских воинов было упорным. В атаках на врага принимали участие раненые и искалеченные японские солдаты. Они бросались на врага с обнажёнными самурайскими мечами и гибли под плотным пулеметным огнём американцев, После двухнедельных боёв японский гарнизон острова практически был уничтожен. Настал последний день обороны Сайпана. Адмирал Нагумо Тюити выступил перед оставшимся в живых защитникам Сайпана: «Мы хорошо боролись, но небо не спасло нас, поэтому пришло время умереть. После последней «банзай-атаки» всем оставшимся в живых военнослужащим и гражданским лицам следует совершить ритуальное самоубийство».
Остатки гарнизона и более тысячи мирных жителей - стариков, женщин и детей - оказались на северной оконечности острова, у мыса Маппи. Мужчины и женщины совершили церемонию омовения в море, поменяли бельё. Поднявшись на высокий утёс, они поворачивались лицом в сторону Японии, произносили молитву и, взяв детей на руки, бросались с утёса вниз. Медливших, солдаты подталкивали штыками. Тяжело раненые солдаты принимали цианистый калий или взрывали себя гранатами. После сдачи Сайпана советник императора писал: «Почти вся Япония почувствовала, что война проиграна. Остаётся последнее - совершить массовые самоубийства для императора».
Трагедия, произошедшая на острове Сайпан, вскоре повторилась и на островах Иводзимо и Окинава. Чтобы подавить 23-тысячный гарнизон острова Иводзимо, американцы вынуждены были высадить на остров силы, почти в пять раз превышающие японские, более 110 тысяч человек. Американцы имели 40-кратное превосходство в авиации. Против японцев действовало более 6000 надводных кораблей, в числе которых было 28 авианосцев. Вслед за гибелью солдат, офицеров и мирных жителей последовали самоубийства офицеров и высших военачальников (генералов и адмиралов).
С вступлением СССР в войну против Японии (август 1945 г.), советским войскам понадобилось чуть больше двух недель чтобы тремя мощными ударами прорвать оборону Квантунской армии в Маньчжурии. Для того, чтобы завершить войну до «победного конца», в Японии была широко развёрнута пропагандистская кампания по набору 20 миллионов смертников. 14 августа 1945 г. было объявлено о решении императора Хирохито прекратить войну и капитулировать. После обращения императора к народу с рескриптом о капитуляции, по стране прокатилась волна самоубийств высшего руководства армии и флота в знак солидарности с императором. 15 августа 1945 г. министр обороны Японии генерал Анами Корешика ранним утром, в коридоре своего дома, расстелил на полу парадный мундир, положил на него портрет сына-солдата, погибшего на острове Окинава, пригласил своего адъютанта для участия в ритуальном самоубийстве в роли кайсяку и совершил «сэппуку». После захоронения отсеченной головы на родине генерала, адъютант сам совершил «харакири».
Известно, что в древние времена роль женщины в жиз ни племён и народов была весьма значительной. Это отмечалось в Египте, Месопотамии, в древней Спарте в кельтских кланах Западной Европы, в Монголии, Юго Восточной Азии и в Китае. В Японии главенствующая роль женщины прослеживается в мифах, где описан подвиги цариц, водивших свои войска на штурм вражеских укреплений. В более поздние времена японские женщины (члены кланов «буке») были активными помощницами мужчин в борьбе за достижение политического господства в стране. В ряде случаев они сражались плечом к плечу с мужчинами.
Одной из таких женщин была госпожа Масако, жен сегуна Минамото Ёритомо. Она обладала огромны! влиянием на своего мужа, а после его смерти, фактически стала управлять страной. Прекрасная наездница и отважная женщина, обладала большой физической силой и мастерски владела оружием. На поле боя она обычно была рядом с мужем Ёсинака (племянником императора Ми-намото Ёситомо). Её участие в битве и личное мужество воодушевляло воинов на боевые подвиги. В сражении при Авадзу-но-Хара она поразила нескольких вражеских воинов, в том числе и их предводителя, отсечённую голову которого она торжественно преподнесла своему мужу.
История войн в Японии сохранила для потомков три уникальных случая, когда женщины-воины, в результате своего поражения на поле боя, совершили над собой акт мужского самоуничтожения - «харакири».
Подготовка к самостоятельной жизни у самурайских женщин мало чем отличалось от военной подготовки юношей. Ещё в девичестве девушек обучали владению холодным оружием, навыкам самозащиты, самурайским традициям лишения себя жизни в случае сложившихся неблагоприятных для неё обстоятельств. Традиционным видом холодного оружия женщин была «нагината» (однолезвийный клинок, закрепленный на торце удлиненного древка), несколько экземпляров которых обычно висело над дверью в её жилище. При достижении совершеннолетия родители дарили ей, для целей самообороны, нож «айкути».
Замужество пополняло «женский арсенал» свадебным подарком мужа - ножом «кайкэн», который теперь полагалось жене всегда иметь при себе.
Нож «кайкэн» женщины носили скрытно в складках повседневной одежды или в рукаве кимоно. Это оружие предназначались для самообороны женщины, защиты её чести и достоинства.
При отсутствии «кайкэн», по какой-либо причине, женщина для самоубийства могла использовать нож «айкути» или малые мечи «вакидзаси» или «танто».
Существуют многие разновидности ножей «айкути». Некоторые образцы «айкути» имеют в своих ножнах специальные гнёзда для размещения в них малых ножей «ко-гатана». Из-за отсутствия стандартов, оружейные мастера, при изготовлении «айкути», руководствовались тремя основными положениями: общая длина ножа должна быть в пределах 24-26 см, нож не должен иметь «цу-бы», а длина однолезвийного клинка должна находиться в пределах 16-22 см.

Самоубийство женщин «дзигай» было распространено в Японии также, как у мужчин «хара-кири».
Самоубийство жён самураев происходило нанесением удара клинковым оружием (обычно «кайкэн») в сердце или рассечением сонной артерии на шее. Перед совершением ритуального самоубийства женщина, как правило, повязывала бёдра и щиколотки своих ног белой лентой с тем чтобы, совершив «дзигай», она имела вполне благопристойную позу.
Жены самураев, также как и мужчины, использовали самоубийство («канси») в качестве протеста против допущенной к ней несправедливости. Так, например, правитель провинции Хиго, с целью завладеть красавицей (женой своего верного вассала), решил убить его. Она узнала об этом, когда находилась вместе с правителем и высокопоставленными членами клана на высокой башне. В знак своего протеста, красавица бросилась с башни вниз.
Японские женщины того периода обладали многими достойными качествами: преданностью мужу, этическим нормам и традициям своего клана. В XII веке произошёл случай, когда сослуживец императорского охранника из-за безумной любви к его жене решил убить его ночью и завладеть красавицей. Узнав об этом, жена на ночь легла на кровать своего мужа и позволила обезглавить себя. Так была спасена её честь и жизнь мужа.
24 марта 1185 г. произошло морское сражение в заливе Данноура между кланами Тайра и Минамото. В решающий момент битвы, когда появилась надежда на победу воинов Тайра, один из главных вассалов клана перешел на сторону противника (клана Минамото). Бабушка малолетнего японского императора Антоку, почувствовав угрозу попасть в плен к неприятелю, прижав к себе восьмилетнего императора, бросилась с высокого берега в море. Вместе с ребенка утонул и его священный меч. Её примеру последовала мать императора Токуко и придворные дамы.
С тех пор прошло много лет, но и теперь многие японские женщины воспитывают своих детей в соответствии со старыми, казалось бы, давным-давно утраченными самурайскими традициями предков. Их сыновья и внуки обучаются военному делу в академиях, дочери прилежно обучаются древнему искусству «нагината-дцюцу».

Олег Давыдов

Ссылка: http://www.aikibujutsu.ru

Отредактировано taiklot (2013-07-19 00:39:35)

0

3

КОПЬЕ - ВЛАСТЕЛИН ВСЕГО ОРУЖИЯ

Техника работы копьем в Японии была столь же развита, как и в Китае, хотя базировалась на совсем других принципах. Классическое японское копье не гнется, имеет достаточно мощное и тяжелое древко, с обязательно окованным дальним концом и достаточно длинным, ножевидным лезвием, которое, как и все виды древкового оружия в Японии, в походе всегда носилось в своеобразном чехле, больше напоминающем ножны. Несколько ниже лезвия могла крепиться металлическая перекладина, используемая для парирования ударов и отвода копий противника. Участок древка, непосредственно прилегающий к лезвию, тоже может быть окован железом или иметь мощную обмотку. Этой частью копья можно было парировать самурайский меч. Конечно, речь идет не о прямом блоке, а об ударах по спинке или боковой поверхности клинка.
Любопытно, что в качестве древкового оружия 1 копье стало фигурировать в Японии достаточно поздно, с XV в. До того основным древковым оружием там была нагината с длинным лезвием.
Вот, собсно, она.
http://i33.fastpic.ru/big/2013/0806/83/efc59e7e5bec3f74896b7bfa15b4b283.jpg

Самые ранние виды японских копий назывались "хоко"
http://i33.fastpic.ru/big/2013/0806/96/692c555d9783e2f03c793d766c075796.jpg

и имели ромбовидный наконечник длиной 25 см, который мог снабжаться дополнительным крюком, загнутым вниз. Одновременно с этим типом копий существовало "ручное копье" (яп. тэ боко), представляющее собой длинное прямое обоюдоострое лезвие на примерно тридцатисаитиметровой рукояти. Таким копьем в ближнем бою можно было и копоть (причем не только по прямой, но и сверху вниз и снизу вверх), но и рубить. В период Камакура (XM-XIII вв.) копье приобрело уже свою нормальную длину, являясь единственным японским оружием, имеющим обоюдоострую заточку. Типов копий было очень много. С этого времени их стали называть термином "ери".
http://i33.fastpic.ru/big/2013/0806/e4/8fa02acfb4246f54294b962a54b821e4.jpg

Длина стандартного японского копья 180-240 см, из которых от 15 до 90 приходится на лезвие. В отличие от нагинаты, древко имеет круглое, а не овальное, сечение. Наконечник имеет по всей длине одинаковую ширину и, как мы уже говорили, двухстороннюю заточку. Заканчивается он кинжалообразным острием. Некоторые типы копий, используемые, в основном, не столько самураями, сколько их слугами, могли иметь одностороннюю заточку (яп. кикути яри) или лезвие, напоминающее вытянутый равнобедренный треугольник (яп. тэ яри)
http://i59.fastpic.ru/big/2013/0920/2d/83b551b234404d9f84c56ecaa89da92d.jpg
. Длина их была, соответственно, 1,8 и 2,1 м.
Ссылка: http://www.systemaspetsnaz.ru
Продолжение следует. Ищу картинки.)))

Отредактировано taiklot (2013-09-20 11:05:38)

0

4

У нагинаты есть разновидность - древко с выдвигающимся лезвием, фиксируется на древке кольцом -комбинация копья и меча. Часто использовалось для самообороны монахами и наёмными убийцами и ниндзя в частности. (ну и Ситиродзи любил импомахивать). Как и стационарный вариант, называется кама-яри.

ещё интересная разновидность оружия на древке -дзиттэ - такой ухват на палочке.

оружие стражников для дистанционного "контроля" за преступником -за счёт древка, часто металлического стражник может не опасаться ударов мечом. Ухватом захватывали руку с мечом, ногу, а в идеале шею преступника и сопровождали его  -ну, если нужно было оставить в живых.

http://lib.rus.ec/i/50/361450/i_053.jpg
http://getwar.ru/wp-content/uploads/2010/03/00121-212x300.jpg
http://samuraichamploo.russelldjones.ru/img/12263253.jpg

+1

5

Сорри, Никс, ты ничего не путаешь?

nasinix написал(а):

оружия на древке -дзиттэ - такой ухват на палочке.

Дзитте, дзютте. Это вот такая штуковина для захвата оружия противника.
http://i33.fastpic.ru/big/2013/0806/8c/ae999c60abe7f7ba70d33885e626a88c.jpg
http://i33.fastpic.ru/big/2013/0806/ab/1b9d21c4f107019d3950f3d4267da9ab.jpg

А вот то, что на картинке - ухват который с шипами - это мэн-кэтчер (мan сatcher) - вариант европейских, боевых вил с наконечником в виде ухвата, усеянного шипами.
В Японии такие ухваты назывались содэгарами. Ну вот как раз твоя последняя картиночка.
http://i33.fastpic.ru/big/2013/0806/eb/cbc5ceac2d08f1e804a44c49ff60f2eb.jpg

0

6

А вообще мне нравится нагината в её классическом виде. Очень благородно выглядит, по-моему.

0

7

ага, путаю:) не хватает у меня сейчас времени для точного исследования, оставлю тему тебе на откуп:))))

0

8

nasinix написал(а):

оставлю тему тебе на откуп:))))

Не, не. Вот картинка с наконечниками крута. Я тоже не всё оружие в картинках могу найти, а статья еще - ого-го, там столько названий. Буду обращаться, мож, у тебя случайно завалялись.))))

0

9

у меня админ на дружественном форуме очень сильно этой тематикой увлекалась - впору было исследование писать.
насколько я помню, основные книжки по тематике :

Японское военное и гражданское холодное оружие

ID 1268924

Japanese Military and Civil Swords and Dirks Airlife

Автор: Ричард Фуллер, Рон Грегори
можно найти в сети, и русский автор
Хорев В. "Японский меч. Десять веков совершенства".

0

10

КОПЬЁ - ВЛАСТЕЛИН ВСЕГО ОРУЖИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Копье с более длинным, почти мечевидным наконечником называлось су яри и очень широко использовалось особенно в течение XV в.
http://i50.fastpic.ru/big/2013/0812/f0/fe6591adbf15f6d9574081a9ba1f7af0.jpg

Столь же было известно катакама яри, снабженное массивным крюкообразным лезвием, загибающимся вверх.
http://i49.fastpic.ru/big/2013/0812/24/23eae44311197a43900a7cc6bb50ac24.png
http://i49.fastpic.ru/big/2013/0812/b1/5100efdd228d3a710bf220853f3973b1.png

Катакама яри -любимое оружие самураев высокого ранга. Особенно известным и умелым в обращении с ним был генерал Като Киемаса, сподвижник Тоетоми Хидэеси и активный участник японо-корейской войны 1592-1598 гг., во время которой он перебил этим оружием немало тигров, охотясь с ним на них в горах Кореи. Боковым острием этого оружия можно очень удобно захватить копье противника во время сшибки или, сделав вид, что собираешься колоть основным острием, внезапно повести оружие совсем под другим углом и нанести удар им. При вращении копья очень сложно опреределить направление удара вторым лезвием. Обычно же всадник держит копье этим лезвием вниз, чтобы им можно было выполнять подхватывающие и распарывающие движения. Вариант копья с крюкообразным лезвием, загнутым вниз - кама яри ("копье с серповидным крюком")
http://i49.fastpic.ru/big/2013/0812/9b/06ab73dcb49cf23b9a8033de6ac85d9b.jpg

был менее употребителен и встречается скорее в нескольких школах ниндзя, использовавших такое оружие в качестве боевого багра или серпа на длинной рукоятке. Кама яри могло иметь и два крюка. Копья с двумя боковыми остриями, направленными вверх -магари яри, несколько походит на трезубец с сильно выступающим центральным зубом, но большой популярностью оно не пользовалось. Катакама яри считалось более многофункциональным оружием. Да и вообще, учитывая конструкцию японского пластинчатого доспеха, который можно было прорубить, но очень сложно было проткнуть, многозубцы были малофункционапьиы, из-за рассредоточения силы на три острия и снижения из-за этого проникающей способности оружия. Поэтому гораздо более известно и популярно было дзюмондзи яри,
http://i33.fastpic.ru/big/2013/0812/17/a7f59a24006b2f16f76b7bb216d1b217.jpg
http://i50.fastpic.ru/big/2013/0812/6f/263a75e76d0f0cc38b78bf2a7a9f3a6f.jpg

имеющее   лезвие    в    виде    симметричного    или асимметричного креста, заточенного по всей кромке. Перекладина могла располагаться почти горизонтально, образуя плоскую вогнутую дугу. Эта форма копья очень красива и является очень характерным запоминающимся типом японского копья. Эти копья наделялись сверхестествекной силой, способной, например, охранить дом от враждебного воздействия. Среди праздников японской религии синто есть даже праздник копий -яри-мацури, в программу которого входят и показательные выступелния с зтим оужием. Миниатюрные копья раздавались в синтоистских храмах в качестве амулетов, причем человек мог взять такое копье на год с условием вернуть два. Многие синтоистские священослужители хорошо владели яри, и термин "осе" может обозначать и мастер копья, и синтоистского священника. Против этого оружия защищался в свое время и Мусаси Миямото, когда посетил храм Ходзоин, школа владения копьем монахов которого существует до сих пор. В схватке с настоятелем Мусаси дважды победил его своим коротким деревянным мечом, после чего надолго остался в монастыре, наслаждаясь беседами с настоятелем и изучая приемы боя яри.

Текст взят с http://www.systemaspetsnaz.ru
Картинки взяты с различных ресурсов.

+1

11

Вот интересно, "более длинным" это сколько? потому что по картинке су яри очень похоже на нагинату по пропорциям.Катана обычно длиной лезвия 70-80 см, наверное, длина должна быть сопоставима... На вид у нагинаты лезвие 40-60 см...

0

12

Ты права, Никс, лезвие нагинаты от 30 до 60 см. (хотя в древности было и до 1,5 метра!!!)У су яри - почти мечевидный наконечник, значиццца и размеры вплоть до 90 см.

0

13

КОПЬЁ - ВЛАСТЕЛИН ВСЕГО ОРУЖИЯ (ОКОНЧАНИЕ)
Встречаются и копья с наконечниками в виде букв "L" и "Т", копье с иглообразным лезвием и множеством "когтей", и копье с широким лезвием, напоминающим древнекорейское копье-секиру, которым можно легко колоть, рубить, цеплять противника обратным движением. Японские охотники на медведя любили куда яри ("копье с трубкой"). Вдоль древка этого копья могла свободно перемещаться короткая, размером сантиметров в 10, трубка с круглой гардой для защиты руки. Одна рука, прикрытая гардой, держала копье за нее, а вторая работала на выпускающих ударах, двигая копье взад-вперед через трубку.
http://i57.fastpic.ru/big/2013/0920/6f/79d3e147250137710018f8b28225a76f.jpg
Специальное копье для соревнований - сиай яри, имело на конце своеобразную подушечку, обтянутую кожей.
Техника боя на яри серьезно отличается от работы китайским гибким копьем. Тычки там, конечно, тоже есть, но значительно меньше выпускающих ударов, заводов копья за спину или хлопающих ударов копьем оземь. Зато много широких кругов и восьмерок, с которых наносятся горизонтальные режущие удары. Тычку очень часто предшествует прорезающий удар на себя - два движения как бы сливаются в одно. Копье очень часто перехватывается. Правая рука как бы держит его за середину и вращает, а левая подхватывает то тут, то там. Вторым концом копья, окованным железом и имеющим коническое навершие, дерутся так же часто, как и острием, используя его то для тычковых ударов в ближнем бою, то для отшибающих ударов по ногам противника. На тычках острием копья стараются попасть между рук противника, если они держат меч, ибо большинство техник работы копьем рассчитано на противника, вооруженного мечом. Копьем можно и, поддев ногу противника, вывести его из равновесия; и вращать его над головой за самый кончик, разгоняя толпу; и использовать его как рычаг в ближнем бою, чтобы провести бросок противника. Кончиком копья описываются обычно не круги и восьмерки, как в Китае, а спирали.
Семейные школы боя на копьях существовали в Японии еще в начале XX в. Мэрихэй Уэсиба создатель айкидо, прекрасно владел не только посохом, шестом и мечом, но и копьем. Однако, в отличие от боя на шестах, мечах или нагинатах, бой на копьях никогда не модернизировался в сторону упрощения и оспортиелевания, и если бо-дзюцу или нагината-дзюцу достаточно широко практикуют в Японии как спорт, о со-дзюцу ("искусство боя на копьях") этого сказать нельзя, и единственный, кто развивает и достаточно широко практикует технику боя на копьях - это нынешний патриарх школы Токакурэ-рю ниндзюцу Масааки Хацуми.
Кроме классических яри в Японии были известны и длинные противокавалерииские пики длиной 3,3 и более метра. Часто это был просто бамбуковый кол, с которым крестьяне окрестных сел гонялись после битвы за тяжелораненными воинами, чтобы их добить и ограбить. Знали в Японии и дротик (нагэ яри)
http://i57.fastpic.ru/big/2013/0920/22/00ebf7f7368a777195a7617b0d0fe622.jpg
, и очень короткое ручное копье - ути нэ с длиной древка 0,3 м. Его наконечник обычно имел 3-4 острия. Его можно было использовать как дротик, но, в основном, им не кидались, а применяли для разнообразных отводов, обводов, обкруток и коротких тычков. Распространено ути иэ было мало и являлось скорее унитарным оружием специализировавшихся на нем профессионалов.

Унитарным оружием было и двухконечное копье, применявшееся в одной из школ ниндзя. Длиной примерно до плеча владельца, оно могло быть деревянным или металлическим и иметь рукоятку, обмотанную акульей кожей, точно в середине копья. С обеих сторон от рукояти копье сходило на конус и не имело, в отличие от большинства самурайских копий, ни четко оформленного наконечника, ни лезвийной заточки, если оно было из металла. Хват за середину не только позволял проводить многообразные вращения восьмерки, создававшие вокруг вращавшего копье своеобразное защитное поле, но и активно использовать оба его конца в ближнем бою на манер европейского копья. Кроме того, будучи хорошо сбалансированным и напоминая по форме современное спортивное копье, оно хорошо металось, пробивая благодаря своему весу и конусообразному концу доспех врага.
Встречались в арсенале японских ниндзя и копья с секретом. Наконечник копья мог отстреливаться и отвинчиваться, оставаясь на цепи. Иногда длинную цель с гирькой на конце скрывал в себе противоположный конец копья. При взмахе этим концом, они вылетали и опутывали противника.
Как в Японии, так и в Китае известно и складное, телескопическое копье, изготовленное из бамбуковых звеньев или металлических трубок, вставленных одна в другую, как в удочке. В сдвинутом состоянии это было короткое копье третьего размера длиной не более, чем в руку, но в критической ситуации оно раздвигалось сперва в копье до плеча, удобное при работе в стесненных условиях, будь то лес или внутренние помещения дома, а затем - и в стандартное копье первого размера.
Несколько более длинным было короткое копье, употреблявшееся в паре с коротким плетеным щитом в качестве одной из разновидностей оружия кобудо - традиционной окинавской системы боя на оружии. По названию щита эта система боя называлась "тимбэй", а само копье, по одним источникам, пришедшее из Китая, а по другим эволюционировавшее из деревянной лопатки для ворошения риса (хзра), называлось рохин. Этим копьем можно было наносить и тычки, и удары, и использовалось оно в качестве добивающего оружия после того, как после удара в корпус, в лицо или по оружию небольшим кулачным щитом тимбзй
http://i58.fastpic.ru/big/2013/0920/c9/597b6f3e218e9de1562ed0286d7f38c9.jpg
противник раскрывался. Однако, по сравнению с другими видами окинавского оружия (тонфа, саи, нунтяку и др.), этот вид оружия не получил широкого распространения и в настоящее время им практически не работают.

Текст взят с http://www.systemaspetsnaz.ru
Картинки взяты с различных ресурсов.

Отредактировано taiklot (2013-09-20 02:00:51)

0

14

Очень интересно и познавательно.
Спасибо!

0

15

Люблю холодное оружие)))
А вот, нашла еще одну интересную вещицу. Не сколько про само оружие, но невольно хмыкнула: умеют же люди заморачиваться.)

Все без исключения японские копья снабжались лакированными ножнами (сая) и специальными матерчатыми чехлами, защищавшими клинок копья от влажного японского климата. Учитывая многообразие всех форм клинков, можно представить себе, с какими трудностями сталкивались оружейники при изготовлении ножен. На ножны в обязательном порядке наносилась эмблема владельца (яри-дзуруси), выполненная в виде геральдического значка (мон). На марше яри-дзуруси служили знаком отличия и принадлежности к определённому клану.

http://i60.fastpic.ru/big/2013/0920/d4/28100b407edcebe08dfe891ba97f09d4.png
http://i60.fastpic.ru/big/2013/0920/4b/a05bdc0817cf344f8898ec77de96ab4b.jpg
http://i60.fastpic.ru/big/2013/0920/44/6f4afad8d415f0701960f8c6f2a02b44.jpg

И еще интересная деталь - о лентах и всяких тряпичных украшениях на копьях.
Изредка к древку копья возле наконечника крепились банты или кисти, целью которых было впитывать кровь, стекающую по наконечнику. Кроме того, они дезориентировали противника в бою и служили знаком отличия и принадлежности к определённому клану на марше.

Взято с http://bbz.0bb.ru

0

16

Моны - это было очень важно. На хаори самоурая мон вышивался-рисовался на спине, и по одному на каждой полочке. Также символ рода использовали для украшения шлема, вкладок под оплётку меча и ты пы.

0

17

nasinix написал(а):

полочке.

Это что? Деталь хаори?

0

18

Ну я как портняжка - спинка, полочки:))) Полочки - деталь переда, на жакетах и рубашках обычно состоит из 2 частей:)
вот моны спереди.
http://farm4.staticflickr.com/3483/3957985978_078c94cd02_z.jpg?zz=1
а вот целиком
http://www.japanesestyle.com/sites/default/files/haori_jacket_mon.jpg
а ещё бывает вариант, когда сзади моны ещё и на рукавах
http://thumbs3.ebaystatic.com/d/l225/m/mTivzRYJhcz3BFP4xz5CkYA.jpg
http://www.japonic.com/vintage-men/h120/haori120s.jpg

0

19

nasinix написал(а):

Ну я как портняжка

Я так и поняла, что это что-то из профжаргона) Ясно, спасибки  :flag:

0

20

Про моны на шлемах - в Плавающем замке худложжники по костюмам оторвались по полной - вот у этого героя на шлеме - монета (он больше торгаш, чем воин)
http://i066.radikal.ru/1308/60/5e00716cbdd7.jpg
У героя Номуры - лягушка, это символ удачи, также разновидность своеобразного демона-ёкая  - каппы (водяного) интересный и неоднозначный персонаж. как и владелец шлема. И на хаори у него лягуха во всю спину, как наследие театрального костюма (актёр очень известный театральный деятель)
http://s49.radikal.ru/i123/1308/f2/82553a34c318.jpg
http://s004.radikal.ru/i206/1308/a5/220a92401913.jpg
http://s43.radikal.ru/i099/1308/8a/25d6d67931cc.jpg

У героя Коити Сато. великого воина - на шлеме череп:))
http://s018.radikal.ru/i520/1308/21/f8d9aa4d543d.jpg
Там ещё и четвертый со шлемом говорящим. но в иероглифах копаться лень.
http://s020.radikal.ru/i718/1308/de/f6f9bcb61392.jpg

0


Вы здесь » Asiacinema » Культура Японии » Японское холодное оружие


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно