Левиафан
Страна: Россия
Год выпуска: 2014
Жанр: драма
Продолжительность: 02:21:21
Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев, Валерий Гришко, Сергей Бачурский, Платон Каменев и пр.
Описание: Главный герой, Николай, живёт в маленьком городке близ Баренцева моря, в хижине на берегу небольшой бухты, куда порой заплывают киты. Когда коррумпированный мэр города пытается конфисковать почти всё имущество Николая, главный герой прибегает к помощи старого друга по армии, а ныне – московского адвоката, который определяет единственный способ борьбы с политиком.
Какой же все-таки лицемер этот наш массовый зритель. В процессе просмотра очередного творения зарубежного кинематографа, пытающегося заступить на территорию быта и характера «русского» персонажа, он обязательно найдет какой-нибудь повод бросить свое «Фи!» в сторону создателей картины. Опять русские такие никчемные, опять вечно пьют водку, да снова и снова матерятся. Часто это излишне эмоциональное восприятие влияет на итоговое отношение к фильму как единому произведению. Плевать, что сюжет нормальный, они ведь «наших» плохо показали! И вот садится этот вечно недовольный зритель за просмотр Левиафана, да всем тем же самым начинает восхищаться. Какое потрясающее кино! Все как в жизни! Должен смотреть каждый! И плевать ему, что персонажи до невозможности карикатурные, вечно пьяные и с головой не дружат. На протяжении всего просмотра возникают вопросы по адекватности поступков героев. Грустно, что все это зритель готов простить только за то, что ему показали, насколько ничтожен маленький человек перед большим чиновником. Прекрасно!
Звягинцев определенно снимал эту картину с прицелом на фестивали. Слишком уж красиво сошлись в его работе новомодные тенденции расстановки внутренних и внешних акцентов в современных социально-политических условиях. И потенциальный «Оскар» меня абсолютно не удивит. Это ведь чернуха про Россию, тем более, снятая на достаточно высоком художественном уровне. На западе видят блестящее воплощение темы Левиафана в современных декорациях, а мне почему-то видится лишь притянутое за уши чудовище из писания, просто потому, что оно как нельзя кстати. Вот видит западный зритель, что такое кино собирает призы, а родной зритель его встречает аплодисментами, и думает, что вот это значит и есть «русские». Они ведь сами себя такими показывают. Так что же дорогой отечественный зритель морщится, когда получает в ответ «оттуда» круглосуточно жрущих водку, жестоких, тупых и матерящихся персонажей, пускай и обильно сдобренных западным пафосом?
Мне всегда нравились Серебряков и Мадянов и никогда не нравился Вдовиченков. За Мадянова просто жаль. Жаль, что в современных реалиях он завяз в одном образе, пускай и из раза в раз прекрасно воплощаемом. Все актеры на своих местах, но идея все же главенствует. И здесь разочаровывает то, что у режиссера, получился необычайно монохромный мир. Есть низы и они белое, несмотря на то, что по глупости своей, да чаяниями верхов вынуждены валяться в грязи. А еще есть верха, которые, де-факто, черное, в виду потери остатков человечности где-то в единицах и нулях многочисленных банковских счетов. Есть тот батюшка, что с богом по жизни, да в народе, а есть тот, кто в золоте, со связями, да лишь с речами пафосными о боге. Вот эти глупцы – бедные, а эти – богатые. На мой взгляд, режиссер слишком поспешил с демонстрацией однозначности посыла, как впрочем, и с концовкой. Ведь по большей части именно из-за преждевременной концовки, предваряющей финальные титры, картина выглядит не более чем высокохудожественной чернухой.
Выходит гордый чиновник с семьей и свитой из монастыря, а у машин его поджидают люди, одетые в строгие деловые костюмы и говорят, что они от Кострова. Чиновник испуганно бросает взгляд на свою охрану, замечая их неспособность сделать даже шаг после услышанной фамилии. Поникший духом он смиренно садится в предложенную ему машину и уезжает к горизонту. Все разъезжаются.
Смотрел с английскими субтитрами и не мог не заметить как теряется стройность специфических выражений.
Теги: фильм, Россия, драма