Дурак
Страна: Россия
Год выпуска: 2014
Жанр: Драма
Продолжительность: 01:56:02
Режиссёр: Юрий Быков
В ролях: Артем Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило, Борис Невзоров, Кирилл Полухин, Роман Майоров, Иван Брэд, Александр Коршунов, Ольга Самошина, Дарья Мороз.
Описание: Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. И кто бы мог подумать, что судьбы людей окажутся в руках простого сантехника. Но удастся ли ему что-то изменить и предотвратить катастрофу?
Опять Быков решил толкнуть зрителя в яму с фекальными массами. А зритель выныривает из сей массы и, источая бесконечную благодарность, смотрит на режиссера светящимися глазами со словами «Хочу еще!». Ведь должна же быть какая-то причина столь высокого рейтинга картины на кинопоиске. На идеи Быков скуп. «Все плохо» - я идеей вообще не считаю, ну а если режиссер так думает, то он явно повторяется.
Вот есть дом, который вот-вот развалится. Есть зажравшиеся чиновники, которым этот дом до лампочки, пока он стоит. И есть совестливый сантехник, которому больше всех надо. На самом деле можно долго рассуждать какой смысл закладывал режиссер в свою новую картину, поскольку интерпретировать историю, ее события и результаты можно сколь угодно долго, пытаясь успевать загибать пальцы. Кто-то увидит в ветхом доме намек на нынешнее положение в стране, которое, по мнению режиссера, рушится по причине полного отсутствия к нему интереса, как со стороны чиновников, так и со стороны населения. Кто-то подумает, что режиссер считает, будто корень всех проблем в доме кроется исключительно в равнодушии хозяев квартир, которые ничего вокруг не видят, хоть трещина видна невооруженным глазом даже с приличного расстояния. Может «дурак» он потому дурак, что пытается жить по совести, хотя в этом чудовищном мире так нельзя? Может быть дурак глуп потому, что пытается спасти тех, кто сам не хочет, чтобы его спасали, а то и вовсе – не заслуживает этого? Или дурак считается дураком по той причине, что пытается исправить что-то, прекрасно понимая, что его благородная миссия обречена на провал? А еще, наверное, … и так до бесконечности.
А есть ли в этом «темном царстве» хоть один луч света? Герой живет в крошечной квартире с родителями, женой и ребенком. Дома постоянные скандалы по поводу и без. Вызывают его в жуткий дом, доверху набитый наркоманами, пьянью, быдлом и жертвами всего этого контингента, который вот-вот распадется на неопределенное количество кусков. Встает он среди ночи и тащится на праздник к большим начальникам с твердым намерением спасти несчастных жителей многоэтажки. Собираются высокие господа, да думу думают. С течением времени чиновники приходят к неутешительному выводу о том, что сантехник прав. Начинаются взаимные упреки с раскрытием истинного культурного уровня представителей власти. Тут, на мой взгляд, у режиссера не получилось показать временное просветление совести чиновников в экстренной ситуации, как он ни старался. Очень точно внутренний мир представленных властных персон символизирует персонаж Цурило. Он открыто признает все свои пороки и преступления, но нисколько не жалеет о них, поскольку все это позволяет ему жить в свое удовольствие. И как остальные не пытаются сделать вид, будто им важна жизнь каждого жителя рокового дома, на деле де они банально трясутся перед перспективой громкого уголовного дела. Вот вся эта канализация и плетется к неизбежному концу.
Только в чем режиссерский посыл? Что зритель должен вынести для себя после просмотра? Все плохо?! Не геройствуй, ибо тебе же хуже будет?! Жертвуй близкими, ради незнакомцев?! Никогда ты хорошо жить не будешь, потому что там наверху все блага уже поделили, а для тебя не осталось?! А может фильм представляет собой толстый намек на суровую действительность и призывает зрителя смириться?!
Почему нельзя снять кино о герое, который вопреки реалиям кого-то спас и ему сказали спасибо хотя бы те, кого он вытаскивал из петли или пожара? Кино про истинную любовь, хорошие дела и крепкую дружбу. Пусть хоть раз справедливость восторжествует не под напором благородного братства отставных военных или байкеров, принесенная в этот мир с пулями и пинками, будто бы из западных боевиков далеких 90-х, а просто потому, что она есть. Пусть главным персонажем, наконец будет не экипаж «Бумера», гламурные подонки, братки, убийцы и различный социальный мусор, а приличный человек, который не будет «Дураком». Пусть с экрана на зрителя смотрят не нажравшиеся нелюди и бессовестные воры, а люди с достоинствами и недостатками, но все же люди. Почему нельзя снимать такое кино не по госзаказу, а по собственной инициативе? Про рождение и жизнь, а не про загнивание и смерть. А если фильм про тяжелые времена, тяжелую судьбу и грустную историю, то почему нельзя закончить ее с надеждой? Неужели современные киноделы твердо убеждены, что перспективы и надежда – это не про нас?!
Кто-то скажет, что все как в жизни, так что все в порядке. Поставит фильму 10 на кинопоиске и продолжит пускать слюни в телевизор, да возмущаться тому, как все плохо. Но может быть стоит взять за основу известную притчу и изменить себя?! И с удивлением заметить, как после этого изменится и все остальное. И вместо того чтобы посыпать головы зрителей пеплом, стоит начать снимать фильмы про добро и жизнь. Или может быть зритель возразит, что всего этого не существует и потребует новую порцию грязи и ложку побольше?!
- Мам! Мам! Смотри! Наш дом по телевизору показывают!
(мать в спешке прибегает в комнату, смотрит на экран и спокойно отвечает:)
- Доченька, это не наш дом.
- Ну смотри, у входа сидят пьяные бомжи, скамейка сломана, а в лифте - ^#*^$! Это точно он!
Теги: фильм, Россия, драма