После выхода в свет сериала Бортко я, не вполне им удовлетворённая, нашла гуляющую по сети мутную, в ужасном качестве версию 1994 года (длиной 3:20, в отличие от доступной ныне ремастированной версии 2:10), и тогда она, несмотря на некоторые "но", понравилась мне несравнимо больше сериала Бортко. И там, и там были свои плюсы и минусы...
А сейчас у меня внезапно случился булгаковский трип, и я решила пересмотреть четырёхсерийный фильм Кары... и была шокирована. Всё-таки в 90-х играли настолько специфично, с таким количеством переигрывания, что местами даже прекрасные актёры в этом фильме как минимум заставляли сомневаться в их профпригодности. Ну и , конечно, спецэффекты, бюджет, и прочее, прочее - хотя для 90-х фильм снят на довольно хорошем всё же уровне (вспоминая не сходящих тожа с экранов совершенно ужасных Кокшёнова и Панкратова-Чёрного, бррр...).
Поэтому всё написанное ниже - не рецензия и не рекомендация, а просто размышления по мотивам...
Интересно рассматривать трансформацию образов - как Гафт-Воланд у Кары стал Каифой и главой НКВД у Бортко, а Филиппенко из Коровьева стал Азазелло...
Можно бесконечно долго сравнивать эти две постановки, ругать польскую версию или выбирать лучший спектакль по мотивам (Алдонин лучший имхо), однако очевидно, что идеального фильма не сняли и, наверное, не снимут.
Несмотря на спорную местами манеру игры Гафт, конечно, для меня оказался больше Воландом, чем Басилашвили.
Пилат - Ульянов на 15 лет моложе смотрелся кула естественнее и более... могучим, властным, что ли - ему действительно было что терять. Про Иешуа, кажется, даже самые злостные критики сошлись в том, что кто угодно лучше Безрукова Иешуа у Карры хорош - мягок, наивен, робок, естественен и честен.
Мастер и Маргарита... вот тут всё очень спорно, чистой воды вкусовщина. Ковальчук у Бортко - настоящая ведьма, страстная, яркая, сильная женщина, абсолютно несчастная... но и никого не любящая - она сам роман любит куда больше создавшего его мужчины. Галибин был хорош в роли Мастера, но Виктор Раков мне понравился больше - он практически единственный в этом балагане не позволил себе ни одной фальшивой ноты, играл творца и влюблённого, разрушенного - тонко, нежно, отдаваясь и любя, признавая своё поражение и сознавая себя песчинкой в жерновах истории - в отличие от более брутального Галибина.
В Маргарите- Вертинской, несмотря на столь отличную от канона внешность, я увидела и влюблённую женщину, и женщину слабую - не способную уйти от мужа в никуда, казнящую себя за слабость, за то, что ушла от возлюбленного, а вернувшись, поняла, что слишком поздно. Образ, конечно, не каноничный, но понравился мне больше несколько циничной героини сериала.
Сцена бала с обнажёнкой, конечно, показывает, во-первых, что на дворе 90-е, во-вторых, что играть обнажённой всё же гораздо сложнее - одежда -наш щит и привычная маска... В третьих, сама картинка навеяла невесёлые размышления о том, почему у автора все женщины обнажены (украшения и перья в волосах не в счёт), а мужчины во фраках? Такая картинка хорошо смотрится только в иллюстрациях Бердслея, где все женщины прихотливо и обольстительно изгибаются, а в реальности... даже если набрать девушек в красивыми фигурками. согласных сниматься ню, когда выставляешь людей в таком построении, смотрится всё вместе ужасно - а и не скажешь ведь. что репетировать надо было больше... просто женщины в таком случае должны быть не просто статистками. Вспоминаю, как в Шоу Гёрлз и подобных фильмах показывали закулисье стрип-шоу - да, женщины там знают власть своего тела...
Но это всё лирика...
продолжу свои сравнения.
Очень уважаю Стеклова и Филиппенко, не раз была на их концертах и спектаклях, однако... Нет, молодой Стеклов-Азазело мне даже понравился, особенно в сцене на крыше МГУ, где Воланд прощается с Москвой - "Мне больше нравится Рим, мессир". Такой юный акробат с очень старой душой, однако местами он всё же переигрывал.
А вот Филиппенко... От его Коровьева меня местами брала оторопь. Всё чересчур, это уже даже не привычный "козёл на саксе", это что-то за гранью добра и зла. Абдулов быт тоньше, такой исключительно умелый тролль:)))
Местами очень нравилась Гелла - в моменте "Дай я тебя поцелую" она так это прожурчала, что никто бы не устоял, какого бы при этом цвета она не была, однако всё равно в её игре было слишком много 90-х.
Гармаш - местами терпимо, но в остальном ужас-ужас-ужас, Галкин у Бортко мне понравился больше, опять-таки, его прочтение роли тоньше и интереснее.
Всякой отсебятины и попытки переосмыслить роман относительно времени его создания и создателя попытались и там и там, Бортко с НКВД-Каифой, Кара с Лениным-Сталиным-Гилером на балу у Сатаны... И то, и другое смотрелось увы, одинаково неубедительно, как и топтание Бездомным горящего на песке лика Христа по наущению Воланда , и прочее, многое прочее.
Впрочем, так сравнивать можно действительно очень долго. У Кары, к тому же , присутствует совершенно невнятный финал.
В целом же... ну, пусть снимают ещё. Пусть какой-нибудь завзятый фанат, подростком рисовавший на стенах коридора на Большой Садовой, подрастёт и снимет новую версию, с совершенно другими актёрами, с новыми спецэффектами и с настоящей магией.
Можно же помечтать, да?