Выиграла конкурс на ДорамаТВ по рецензиям в категории "ПЕРСОНА")))
Может, и не самая лучшая в плане стилистики, но проняло многих - и в итоге - здоровенный отрыв от без балды крутых соперников)
АМБРОЗ БИРС
Мир перед глазами заволакивала темнота. И если до этой секунды всё окружающее растворялось во тьме, то теперь сквозь пелену проступила тонкая и изящная, как клинок из обсидиана, фигура.
- Ну, здравствуй, мой самопровозглашённый «школьный приятель»! – голос спокойный, низкий, как будто даже с ленцой.
В ушах шумело, потеря крови сделала тело слабым, тяжёлым и словно душным для бившейся в нём души. Хотелось ответить, что он узнал его, того, кто сейчас поприветствовал на пороге вечности, того, кто всю жизнь так ловко и изящно подкидывал отличные идеи для рассказов и фельетонов.
Но нельзя бояться. Необходимо оставить последнее слово за собой, иначе страх уничтожит быстрее смерти. Это же ты, дьявол? Или тот бог, который позволит, наконец, отпустить все страхи?
Потому что - небеса свидетели! - Амброз Гвинетт Бирс боялся и боролся всю жизнь…
Родился Амброз в 1842 году в штате Огайо и был десятым в семье тираничных по натуре и верующих до фанатизма родителей. Поэтому словно в противостоянии отцу и матери мальчик уже с отрочества презирал религиозность. Желая обрести самостоятельность и возможность сказать собственное слово, рано начал работать. Стремление к знаниям, бурлящее в крови, тянуло к обширной библиотеке отца, но юность свелась к заработку и постоянным переездам. Официального образования Амброз так и не получил. И это стало одним из труднейших психологических испытаний на его творческом пути.
«Труд - один из процессов, в ходе которого А создаёт собственность для Б», как потом горько скажет Бирс в «Словаре Сатаны».
Обладая пытливым умом и наблюдательностью, Амброз, что называется, делал себя сам. Меняя бесконечные подработки, порой тяжёлые и грязные, он боготворил книжную мысль, и тяга к сочинительству его так же не оставляла. В итоге, измучившись в этой борьбе между долгом и собственными желаниями, с началом гражданской войны 1961 года он сразу записался добровольцем в армию северян. И там словно вдохнул полной грудью: не надо было метаться, а требовалось только выполнять приказы и делать, что полагалось в армии. Встречаясь с ужасом кровопролития каждый день, он абсолютно не жалел себя. Храбрый и решительный, он рвался в бой, повидал многое и, дослужившись до чина майора, был серьёзно ранен, а затем уволился.
Но теперь ему было о чём поведать миру - и в сердце снова вспыхнуло пламя талантливого рассказчика.
Сменив несколько работ, он, наконец, смог реализовать себя в писательстве. Бирс устроился корреспондентом и редактором в газете «News-Letter». А далее - свадьба, дети, работа и переезды.
В последующие годы ему удаётся издать три книги с рассказами.
Только вот борьба с собой и миром не прекращалась. Нищебродская юность – не то, чем писатель хотел бы хвастаться, а уж мысли об отсутствии официального образования мучили его нещадно. Он всё время сомневался в своих силах. Бывало, что, не желая показывать себя с худшей стороны, Бирс притворялся, что знал, к примеру, иностранные языки, отчего нередко попадал в конфузные ситуации в литературных кружках. Это злило и подстёгивало учиться и искоренять неосведомлённость в любой доступной сфере знаний.
И он работал, работал, работал, читал и писал.
Ошибки, неудачи и смех за спиной не ломали его, он самостоятельно создал литературный кружок, знакомился с интересными людьми, развивал бурную деятельность и в итоге добился признания как журналист и общественный деятель. Однако, даже обладая недюжинным литературным талантом, получив знаниями во многих областях, и наконец став без всякого специального образования одним из самых эрудированных и просвещённых людей своего времени, сам Бирс продолжал сомневаться в достаточности своих внутренних возможностей.
Хотя, скорее всего, это уже было горем от ума, как он потом едко заметил в «Словаре сатаны»:
«Образование – процесс, в ходе которого умному открывается, а от глупого скрывается недостаточность их знаний».
Быть может и поэтому исследование темы страха красной нитью проскальзывает через всё творчество писателя, из рассказа в рассказ. Из сборника в сборник. Даже будучи солдатом и увидев жуткие вещи, которые навсегда могли бы сломить иных, Бирс сумел впитать в себя впечатления, а затем вылил их на бумагу. От этих реалистичных историй мороз по коже. Но и этого ему показалось мало. Словно кошмара изуродованных тел, смертей и загубленных судеб недоставало, он вплетал в повествование мистические вещи, почти фантасмагорию. Как, например, в рассказе «Всадник в небе» или «Страж мертвеца». А одним из самых известных рассказов, связанных с войной, стал «Случай на мосту через Совиный ручей». И вы удивитесь, сколько произведений - литературных и кинематографических - отрастили ноги именно там, в задумке этого рассказа. Истинно говорю, прочтите! Но потом молчите, ибо в задумке-то вся и соль. И страх.
Обладая обширнейшим лексиконом, зная несколько языков и умея грамотно работать со словарным багажом, Бирс тем не менее стремился к максимальному лаконизму. Сжатости мысли. «Одно слово – за четыре!» – так говорил он. Ему был интересен сам надлом, именно та черта, которая разделяет человека между было и стало. Одна секунда в голове может длиться вечность. Но эта вечность станет вспышкой в рассказе, где всё перевернётся с ног на голову, когда читатель увидит последнюю строчку. И даже при том что Бирс часто прибегал к внешним пугающим факторам, иногда и мистическим, очевидна его склонность создавать комнату ужаса именно в голове персонажа. Зачастую только там он исследует бесконечность, умещенную в один миг.
Его герои сходят с ума, умирают, меняются до неузнаваемости… но часто причиной этого служит вовсе не внешняя угроза, а только собственные страхи.
Откровением порой становятся рассказы наподобие «Человек и змея», «Страж мертвеца», «Один солдат, один офицер». А прочитайте рассказ «Соответствующая обстановка» - и вы хмыкните, изумитесь и одновременно поежитесь. И подумаете над тем: а не слишком ли вы впечатлительны, чтобы с достоинством выдержать представленное испытание.
К сожалению, получив славу и почёт в работе колумниста и редактора, Бирс так и не снискал большой популярности у современников как художественный литератор. Увы.
К тому же беда за бедой продолжали преследовать его. Мало того, что он, как корреспондент и разоблачитель, постоянно ввязывался в противостояние с грехами человечества в лице продажных государственных чинуш, так ещё и два его сына погибли в расцвете сил. Один – на дуэли из-за женщины, второй – от алкоголизма. Жена, не выдержав всё более ожесточающегося характера супруга, тоже в итоге покинула Бирса и вскоре умерла. Амброз переживал эти трагедии страшно, становился всё более язвителен, беспощаден и угрюм. Нет, он не разочаровался в жизни, продолжал бороться. За себя, за правду… и за свои литературные труды в том числе. Которые, к счастью, были опубликованы в двенадцати томах ещё при его жизни. А к несчастью, так и остались пылиться на полках складов.
Всё, что мы имеем ныне, – это всего лишь четверть из написанных им рассказов.
Однако мало оценённые в своё время, они нашли признание в наше время. И можно с уверенностью заявлять, что работы Бирса, вместе с трудами Э. А. По, лежали в основе зарождающейся литературы ужасов. Причём «ужасов» неглупых, достоверных, психологичных. А иногда и откровенно новаторских. Взять хотя бы то, что он намного раньше Г. Уэллса написал о невидимости и попытался это явление объяснить. Обратите внимание на рассказ «Проклятая тварь», изумительная история!
Бирс так же известен, как сатирик и поэт. Но юмор в рассказах довольно чёрный. И основная тема, конечно же, смерть. Как в рассказе «Сальто мистера Свиддлера», к примеру.
"Юморист – с утра бывает остроумен он,
Но к вечеру весь юмор источён.
И то! Пожалуй, тягостно и жутко
За бороду таскать замученную шутку.
Устроить бы ему в свинарнике гастроль,
Порадовались б хрюшки, mon parolle."
«Словарь Сатаны» Бирс писал всю жизнь, пусть бы даже поначалу и не на бумаге, но затем, как точка, а скорее – восклицательный знак, сборник афоризмов, наполненный юмором, сарказмом, усмешкой и горькой желчью, увидел свет. Прочитать его - это как поговорить с остроумным, но склонным к мизантропии человеком. То есть очень интересно, но того и гляди, что зацепит шрапнелью.
Издавая этот словарь, Бирс взял себе в соавторы самого Сатану, назвавшись его школьным приятелем, чем опять спровоцировал публику на негодование.
"Логика – искусство размышлять и излагать мысли в неукоснительном соответствии с людской ограниченностью и неспособности к пониманию…"
Фраза неполная, поэтому рекомендую ознакомиться с язвительным мнением автора о наших мыслительных процессах и, возможно, погрустить.
И всё-таки… И всё-таки не хочется думать, что человек, выросший в семье, где не научили любить людей, не верил в любовь. Достаточно прочитать рассказ «Заколоченное окно», где любовь помогает открыть глаза даже мёртвому и вступить в схватку за человека, который дорог. А, может, это снова о борьбе? О борьбе даже за порогом смерти…
Ведь в 1913 году писатель снова бросает вызов судьбе и уезжает в охваченную революцией Мексику, влекомый, как всегда, потоком жизни и запалом военного корреспондента…
… Он всю жизнь боролся. Сделав себя сам, выбравшись на свет из узницы ограниченных взглядов, недостаточности образования и своих страхов… сейчас он не проиграет. Он оставит последнее слово за собой.
На миг усилием воли он сбросил пелену с глаз, отодвинул смерть движением руки, потянувшись к карману куртки. Там лежало письмо, написанное другу.
- Я слышу про письмо, - вдруг сказало существо, превратившись в пульсирующий огонёк в темноте. - Отправлю его по адресу. Если оно мне понравится. Ты сделал меня соавтором своей жизни, так позволь уж буду соавтором и смерти.
Во тьме зашуршали листы, и существо добродушно, по-дружески даже, хмыкнуло:
- «Никто не найдёт кости мои». Это мне нравится. Что ж, друг мой, да будет так.
…Смерть писателя и по сей день остаётся загадкой. Но можно быть уверенными, Амброз Бирс – не боялся. Кто бы ни смотрел ему в глаза в мгновение последнего вздоха…
Отредактировано taiklot (2020-01-19 11:26:07)