Напомню сюжет: Борьба за право наследования между братьями. Старший, Иэмицу - должен наследовать по закону, а младший, Таданага - более подходит по человеческим качествам. Сторонники каждого развязывают масштабную борьбу во имя победы своего господина. Столкновение интересов сторон, законных оснований и тонкого расчета, с хитрыми ходами и попыткой влиять на мнение придворных.
Фильм снят в современной сказочно-исторической манере. Присутствует доля пафоса и элементы мелодрамы, направленные на усиление общего впечатления. Подробно раскрывается решающий фактор - различие средств и целей Ягю-отца и Ягю-сына.
На первый план выведена фигура Ягю Дзюбэя: его характер, совершенствование мастерства и мотивация.
Смотрится довольно увлекательно, но воспринимается как фантазия на историческую тему. И персонажи преувеличены - Иэмицу выставлен полным придурком, слабым и жалким, недостойным поста сёгуна; Таданага образец порядочности, но безжалостно задвинут на второй план; мастерство придворного возведено в предел и выглядит сверх-способностью. Как и постижение Дзюбэем дзена и крутого мастерства.
Все эти факторы призваны преподнести события в наиболее краткой, эффектной форме.
Концовка сильна по драматизму, и смонтирована пронзительно. Но в силу того, что история в целом акцентирована иначе, безумная горечь разливается и в сторону сына. Что немного меняет итоговое впечатление.
Ягю Мунэнори - неоднозначный персонаж, сильный самурай традиционных взглядов, здесь выглядит скорее хитрым и продуманным интриганом, хоть и остается трагическим персонажем за счет финала.
Теперь в сравнении с фильмом Заговор клана Ягю (1978)
Оригинал более походит на масштабное эпическое полотно, снят в классическом стиле.
Здесь сюжетные линии изменены, акценты расставлены иначе. Некоторые персонажи исключены, связаны по-другому, что упрощает восприятие сюжета. Также из тени выведен на первый план характер Дзюбэя, и это делает более понятным финал.
Да, здесь и зрелищность, и романтическая линия, и вообще все очень качественно… Преувеличенный стиль подачи и стертый налет времени стали для меня минусами.
Оба фильма интересны, и каждый найдет своего зрителя.
Мне по ряду причин ближе версия 1978 года.