Убийство / Ansatsu
Страна: Япония
Год выпуска: 1964
Жанр: боевик, драма, исторический
Продолжительность: 01:44:22
Режиссер: Синода Масахиро / Shinoda Masahiro
В ролях: Тэцуро Тамба, Эйдзи Окада, Кимура Исао
Описание: Ронин Хатиро Киёкава примыкает к сторонникам реставрации императорской власти, а в финале погибает от рук убийцы. Синода не стремится изложить все перипетии этой борьбы, начавшейся вслед за открытием Японии иностранцами. Главное внимание он уделил воссозданию атмосферы тех лет, своеобразию человеческих судеб.
Из всех японских режиссёров старой школы Синода Масахиро нравится мне больше всех. Его безупречная визуальная композиция кадра, неожиданные сценарные решения, многослойность повествования позволяют любоваться его работами на разных уровнях восприятия.
Но всё-таки, как же сложно разбирать всю эту эпоху Бакумацу... Наверное, нужно действительно активно болеть Синсэнгуми, а в данном случае, Росингуми, чтобы понималь на должном уровне контекст и подтекст.
На раздаче девятки этот фильм сравнивают с "Гражданином Кейном". Определённо, в этом есть смысл, но мне сюжетная канва фильма напомнила моего любимого "Дату Туташхиа".
Как граф Сегеди, поначалу по долгу службы, а затем по необходимости души собирал воспоминания случайных попутчиков, соратников, врагов, обиженных, облагодетельствованных абрагом Туташхиа - чтобы понять, что же такое он из себя представляет - так и Сасаки Тадзабуро (ах, мой любимый Исао Кимура), которому его сюзерен поручает в случае чего убить Киёкаву Хатиро - если он не станет послушной игрушкой в руках Бакуфу - начинает собирать слухи, рассказы, читать дневник любовницы этого неординарного человека - чтобы понять, сможет ли он его убить?
Ведь напросившись на учебный бой в своём додзё, он получает бокеном по голове на глазах всех своих учеников - и шаг за шагом это становится чем-то большим, чем выполнение обещания сюзерену - это становится одержимостью...
А сам Киёкава Хатиро действительно непрост - что могло заставить активного про-императорски настроенного мастера меча стать офицером армии сёгуната? Повлияло ли как-то на это то, что один из сторонников бакуфу фактически украл его проект благоустройства Японии (ну опять таки не могу не вспомнить практически аналогичный момент в "Дате Туташхиа" - конфликт Мушни Зарандиа и полковника Сахнова). Почему любовница Киёкавы безропотно отдала за него свою жизнь? Почему сам Киёкава жестоко расправился со своими бывшими соратниками, так и не поверившими в его предательство? И что на самом деле стоит за смелым шагом по вербовке вольных ронинов?
В кадре мелькнёт и Сакамото Рёма, упомянут и Кондо Исами и Хиздикату Тосидзо - но сама эта история - лишь предвестник Синсэнгуми.
Чёрно-белая плёнка, обилие крупных планов - оператор смело режет кадр, его обитателям тесно в его рамках - как было тесно титанам того времени в интригах и междоусобных схватках. Фактурные лица, самодостаточная пластика. Клубок интриг - и различные причины поступков таких разных персонажей, каждый раз как фонарём выхватывающие то один, то другой кусок мозаики, коим является главный герой.
Весьма необычный фильм, требующий, однако, некоторой исторической подкованности.
Теги: Япония, фильм, Кимура Исао,боевик,драма,исторический