Двойное самоубийство / Самоубийство влюблённых на острове Небесных сетей / Shinjû: Ten no amijima / Double Suicide
Страна: Япония
Год выпуска: 1969
Жанр: драма
Продолжительность: 1:43:00
Режиссер: Масахиро Синода / Masahiro Shinoda
В ролях: Сима Ивасита / Shima Iwashita , Кисэмон Накамура / Kichiemon Nakamura , Каматари Фудзивара / Kamatari Fujiwara , Сумико Хидака / Sumiko Hidaka
Описание: Общепризнанный шедевр Масахиро Синода — экранизация драмы великого драматурга средневековья Мондзаэмона Тикамацу «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей». В этой работе Синода попытался связать приемы средневекового кукольного театра (для которого Тикамацу и писал свое сочинение) с изощренностью выразительных средств современного кино.
Навеянная реальным событием драма Тикамацу повествует о трагедии любви торговца Дзихэя, который мечется между двумя женщинами — преданной ему женой О-Сан и прекрасной куртизанкой Кохару.
Конфликт, как и в большинстве пьес той эпохи, строится на столкновении традиционного гири — долга преданности, как он понимался в средневековой Японии, с ниндзё — естественными чувствами человека. Для Синоды он перекликается с его главной темой — исследованием насилия и жестокости, возникавших на почве острой неудовлетворенностью жизнью. Дзихэй — человек благополучный, его жизнь во всех отношениях устоялась, а мучает его лишь чувство неудовлетворенности, порожденное отсутствием возможности выкупить из «веселого дома» свою любимую. В конечном счете его стремление к совместному самоубийству с Кохару вызвано уязвленным честолюбием, а не безответностью чувства.
Очень долго ждала подходящего для этого фильма настроения.
Красивый, эстетский артхаус, в котором героев старинной пьесы театра Бунраку на всём протяжении фильма сопровождают работники сцены, одетые в классический чёрный костюм, чтобы сливаться с фоном. Но если в Бунраку и происходит растворение двигающих куклы людей в чёрном занавесе - они почти невидимы зрителю, то здесь они молчаливые свидетели страсти. И хотя они внешне бесстрастны и стараются стать как можно менее заметными - камера часто фокусируется на них, и в их взгляде сквозь тонкий чёрный шифон зритель узнает себя.
Мне нравится, когда в фильме смешивается театральные и кинематографические приемы, некоторая условность действий позволяет выразить больше минимумом средств. Павильонные съёмки проходят в условных, графичных стенах с каллиграфиями, копиями гравюр и экспрессивными пятнами туши от широкой кисти. Чёрно-белый фильм, потрясающая работа оператора и осветителей, страсть Синоды с чёткой графике черепичных крыш, и тесноте персонажей в кадре, идеально закопмонованная в кадре средневековая архитектура - стена, окно, фонарь, аптека - визуал во мне был счастлив.
Пожалуй, именно такая вот история, являясь эталоном для каждого нового поколения японцев, может и приоткрыть тайны их сложного семейного мироустройства. Потому что в этой истории женщины сильны, а мужчина слаб и несчастен. Синода ещё больше подчёркивает это тем, что обеих женщин играет одна и та же актриса - Сима Ивасита. Она же играла героиню в "Под сенью цветущих вишен".
В рисовой пудре и десятке черепаховых заколок она - куртизанка Кохару, три года страдающая от любви к бедному торговцу Дзихэю. В простом кимоно и с чернёными по средневековой моде зубами (спорное зрелище, так и не могу к нему привыкнуть) - она жена Дзихэя и мать его детей. Злясь и ревнуя, женщины перебрасываются мужчиной без его ведома, побуждаемые долгом и желанием для любимого лучшего. Когда же герой узнаёт о жертвенности каждой из своих женщин, он всё равно не может ничего изменить - обе они скоро должны уйти с его пути. И тогда он решается умереть вместе с любимой, чтобы в следующей жизни возродиться более близкими людьми.
Красивый театральный, авторский фильм. Да, эротика также присутствует.
Удивило, что самурайская причёска героя ему даже шла - в первый раз такое вижу. Или я просто начинаю привыкать?
Ещё в первый раз увидела в фильме то, о чём раньше только читала - что пояс оби, завязанный спереди, необязательно признак куртизанки - простым узлом его могут завязать впереди старые женщины для удобства, как сделала в фильме мать О-Сан.
Теги: Япония, фильм, драма