Куньшаньская опера / 崑曲 / Куньцюй
http://cs9738.vk.me/g20543114/a_dc4b7957.jpg

Куньцюй (崑曲 Kūnqǔ), Куньшаньская опера -старейшая из дошедших до наших дней разновидностей китайской классической музыкальной драмы.
Возникла в уезде Куньшань провинции Цзянсу в XIV в.
Во 2-й половине XIV в. Гу Цзянь упорядочил первоначальные мотивы популярной тогда на территории Куньшань «наньцюй» - «южной оперы», назвав полученное «куньшаньцян» («мелодии Куньшань»), что и явилось прототипом «куньцюй».
В сер. XVI в. певец и музыкант Вэй Лянфу реформировал правила сложения и исполнения куньшаньских мелодий с учетом особенностей хайяньской и иянской южной оперы, выделив красоту и плавность, присущие «куньшаньцян». Под его влиянием опера также впитала строгость формы северных аналогов, переняв северный способ исполнения под аккомпанемент флейты, китайской дудки, шэна (духовой музыкальный инструмент, состоящий из множества трубок разной длины), четырехструнной лютни «пипА», и превратилась в утонченный и изящный вид театрального искусства.
Впоследствии такое ювелирное сочетание достоинств южной и северной оперы получило общепринятое название «куньцюй».
Постепенно из-за частых гастролей оперных трупп «куньцюй» распространилась до Пекина и Хунаня, налагая отпечаток на театр в целом и становясь нормативом оперного искусства. В XVII в. куньцюй распространилась на территории Сычуани, Гуйчжоу и Гуандуна и др. земель, став таким образом театром национального масштаба.
Первоначально «куньцюй» исполнялась преимущественно на диалекте У, но после проникновения на другие территории ассимилировалась, смешавшись с местными диалектами и местной музыкой, породив таким образом множество течений.
Куньцюй отличается мягким и ясным вокалом, мелодии красивы и утонченны.
Школу Куньцюй отличает внимание к фонетике: для четырех основных тонов китайского языка куньцюй разработала развернутый перечень аналогов из мелодических фигур.
Жанр достиг вершины популярности в XVIII в. и оказал большое влияние на другие виды китайской оперы.
В XIX в. куньцюй постепенно уступил свои позиции пекинской опере. Причина этого в том, что кунцюй в своей законченной форме, в сущности, высокая эстетика для достаточно узкого круга ценителей-знатоков. Пекинская же опера собирала в свой балаган (а пекинская опера - всегда немного балаган) широкие массы народа.
В начале XX в. жанр кунцюй был даже под угрозой исчезновения.
Сейчас профессиональные труппы работают в Пекине, Шанхае, Хучжоу, Нанкине, Чанша, Вэньчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и Тайбэе.
От оперы Куньцюй можно проследить процесс развития других видов китайской оперы; она оказывала непосредственное влияние на формирование и развитие пекинской, сычуаньской, хунаньской, хуанмэйской оперы, а также оперы юэцюй и многих других видов китайского оперного искусства. Поэтому Куньцюй часто называют "предком китайской оперы".
В 2001 году была включена ЮНЕСКО в список «Шедевры устного и нематериального наследия человечества».

Главные произведения:
«Пионовая беседка» (牡丹亭, Mŭdantíng) опера в 55 действиях — автор текста Тан Сяньцзу (汤显祖, Tāng Xiănzŭ, 1550—1616).
«Дворец бессмертия» — автор текста Хун Шэн (1645—1704).

источник

Теги: Китай, театр, опера, Кунцюй