Главный герой, японский корреспондент, попадает в послевоенный Вьетнам, чтобы отснять фоторепортаж о восстановлении разрушенного хозяйства. Для него, как и для любого другого иностранца, у местных властей есть отрепетированная программа с "причесанными" маршрутами и приукрашенными объектами. Но как энтузиаст своего дела господин Акутагава не может просто пройтись "по верхушкам". Ему нужен настоящий Вьетнам, настоящие люди и ситуации. Так что он погружается в реал, рискуя своей неприкосновенностью, и погружение это скорее похоже на стремительный спуск в Ад.
Я раньше думала, что что у Энн Хуэй "Богиня Милосердия" - мрачный фильм, и задумала она его в часы плохого настроения. Но если "Богиню" можно рассматривать как частный случай чьей-то патологически несчастливой судьбы, то "Люди с лодки" захватывают круг несчастий и страданий гораздо большего диаметра. Скупо, не вдаваясь в пафосные речи, и от того пронзительнее, Хуэй постепенно (по принципу пирамиды) разворачивает перед зрителем картину изувеченного войной общества. В нем человеческая жизнь ничего не стоит, табу нарушены, понятия о гуманизме отброшены, как условности, мешающие выживанию. Впрочем на этом фоне ужаса и смерти, простые дружеские или родственные связи, естественные человеческие симпатии все еще живы, хоть и прорастают на руинах свободы и благополучия.
Фильм начинается идиллическими детскими песенками о здоровье Председателя Хо и разговоров одного из персонажей из Управления Культуры о былой молодости, Сорбонне и французских женщинах.
Но вот с дома упал человек, на рынке устроили облаву на молодых мужчин, которых ждет работа на минных полях. Вот шустрый голодный подросток только что обокрал ближнего, и равнодушно обшарил труп застреленного на птицеферме реакционера. И пока ты мысленно решаешь, что ждет его в будущем, парнишка подрывается на поле от найденной случайно гранаты.
Дальше - хуже. Честно говоря, в какой-то момент Энн Хуэй перегибает палку. То есть, не то, чтобы не верится, что все это имеет место быть, но доза ужаса так велика, что включается защитная реакция, и перестаешь воспринимать все слишком серьезно. В кадре глупо мрет так много народу, что все уже смахивает на ужастик. Получается, что каждая жизнь длится и возможна ценой чьей-то смерти. Нечто вроде каннибализма, чтобы ты поел, кто-то должен умереть.
В фильме применен интересный прием. Главный герой постоянно ходит со своим Никоном, и бросается фотографировать самые драматичные моменты. Когда щелкает камера, то и в твоей голове как будто запечатлевается снимок курящей под дождем девочки, окровавленного трупа, мальчиков, жадно жующих рисовую лапшу прямо с земли и многое другое.
Вчера я смотрела "Голодные игры" про фантастические жестокие состязания, сегодняшние "Люди с лодок" гораздо страшнее и изобретательнее в плане человеческой жестокости и способности выживать вопреки всему.
Чудесные дети, их мать, молоденький Энди Лау, простой самоотверженный журналист, невозмутимая хозяйка кофейни побывавшая под многими (- Кому ты отдала свою девственность? - Китайцам. - Вот. Она всегда отдает им самое лучшее.), ностальгирующий по прошлому управленец, который осмысленно закрывает глаза на происходящее, будят к себе море участия. В этом можно "обвинить" четкую умелую режиссуру и правдиво выписанные характеры.
К недостаткам фильма отнесу лишь некоторое излишнее нагнетание трагичности, которой и так более, чем достаточно. Без пары смертей можно было обойтись, это уж точно.