Душа - причудливое переплетение сна и реальности, путешествие по тонкой грани разумности в окружении странных попутчиков. Стоит однажды сорваться с каната над пропастью бессознательного, и начинается пугающий полёт в бездну абсурдных взаимодействий.
Это как "Алиса" для взрослых, принимающих смысловые заморочки и неоднозначность трактовок. Бродя наощупь в непроглядном мраке, приходится двигаться на первобытном инстинкте выживания, доверяя неосознанным ощущениям страха и опасности мира.
Ачуань упал в обморок, и начал мистическое погружение, заплутал в холодном продрогшем лесу, в горном тумане… и Посланник намекает, что встретиться лицом к лицу с демонами можно, лишь упав окончательно в "кроличью нору", в тёмный колодец, где холодно и безумно одиноко. Вернуть душу непросто.
Подобно задыхающейся рыбе в начале фильма, Ачуаню (и зрителю) сложно дышать, и потеряв сознание, очнувшись в машине изменившейся личностью, остаётся безучастно взирать на игру света, отражения деревьев, проносящихся мимо, на стёклах машины, едущей в неизвестность. Пусть это - сон, бредовый и запредельный в такой обыденной жестокости.
Укрывшись в лесу с отцом, Ачуань взаперти продолжает съезжать с катушек. И что делать несчастному отцу? Бороться за душу сына до конца, при необходимости и самому преступая мораль. Нормы человечности задвинуты в дальний угол, закрыты под замок вместе с заблудшим почти-сыном… Отец наверняка слышал подобные истории о похищении душ, и терять сына не намерен. Любой ценой.
Задыхаясь в начале, мы теряем сознание, и потрясающая операторская работа, монтаж в манере присутствия создают жутко затягивающую атмосферу кошмарного сна, от которого сложно проснуться… Жестокие сцены короткие, чёткие и внезапно реалистичные, они построены таким образом, что будто находишься рядом, и несмотря на мороз по коже, не можешь ни кричать, ни бежать. Так и стоишь с колотящимся сердцем, покрывшись ледяным потом, едва дыша через раз и медленно моргая.
Когда друзья и знакомые становятся никем, да ещё и крыша капитально течёт, и сны внутри сна наводят оцепенение… как тут не спятить окончательно и бесповоротно, увязнув в липком болоте бессознательного.
Можно воспринимать историю как жутковатую философскую притчу с мистическим оттенком (похищение души), или рассматривать в разрезе реальности (расстройство личности). Депрессия, глюки, кошмары… изменённое состояние сознания в любом случае придаёт трансцендентальный привкус. И погружение происходит на сразу нескольких уровнях восприятия. Вспоминаются знакомые мотивы, в зависимости от интересов и опыта зрителя. Если акцентироваться на мистике, заносит в ассоциации с древней легендой о похищении души, и тогда её нужно искать на границе миров, рискуя заблудиться и сгинуть на неизведанной территории, или убить похитителя… Или, знаете, галлюциногенные грибочки могут ввести в "плохой трип", и человек путает явь и сон, они смешиваются непредсказуемым образом. Так тоже недолго застрять и потерять рассудок. В-общем, затуманенный разум и ощущение нереальности происходящего, и сложно разобраться, в каком из миров человек совершает жестокие действия.
Когда находится выход, может оказаться, что во многом лишь благодаря отцу Ачуань выжил, преодолел ту горную дорогу в сплошном тумане, чудом выкарабкавшись из под обвала (собственной крыши, хе-хе)… и пусть попутчиков постигла печальная участь, всё случилось так, как должно было.
Фильм скорее можно отнести к жанру драма, с налётом мистического триллера, и даже слегка артхаусом и психоделом веет. Драма тут сильная, "вынос мозга" за пределы линейного, рационального мышления.
Кино очень атмосферное, помимо эффекта присутствия ощущается свежесть воздуха и капли горного тумана на щеках и ресницах… и вздрагивая от неожиданно-чётких убийств, без шума и лишних речей… будто и тебя накрывает этими полу-глюками. Буквально ныряешь в звуки леса, шагов, и даже руку протягивать не нужно - настолько всё реально (вернее, не хочется - рука ещё пригодится, знаете ли!..)
Проняло меня по самое "не могу", я в полном восторге!
Визуал, звук, атмосфера, мелкие детали… грязь, туман, и тишина, не нуждающаяся в словах. И актёров не видно, только персонажи.
Трагедия личности, будто вобравшая муки всех сгинувших на этом пути… затронула меня сильно, коснувшись полузабытых знаний о таинственных явлениях. И особо понравилась возможность неоднозначного объяснения событий. Это, несомненно, высший пилотаж.
P.S. Всё вышесказанное - слишком моя точка зрения, усугублённая фантазиями и размышлениями. Может, вы увидите здесь другое.
julz_nsk, тысяча благодарностей за перевод!