Очень мне фильм понравился.
Да, вот как раз очень в духе "Стрела. Абсолютное оружие" и "Муса" - исторический экшн, приправленный в нужных пропорциях остальными жанрами, но не забивающие его. Никто не летает, а все очень даже по-человечески ходят по земле и патетики выдают ровно столько, сколько уместно в реальной жизни. Хотя, безусловно, необходимо сделать скидку на то, что мы не летописи читаем, а смотрим законченную вымышленную историю, призванную в какой-то мере развлечь и таки, отталкиваясь от духовной наполненности персонажей, поучить.
Мне, во-первых, очень понравилась картинка. Она такая словно пылью припорошенная, чуть серая, но не мутная. Всё очень чётко и даже в какой-то мере ярко.
Понравилось, что при всей драматичности ситуации, кино сделали в большей мере приключенческим. То есть отношения выясняются, но не долго, нудно и трагично в долгих разговорах. А вот в беготне, в трюках, в разборках с какими-то иногда совершенно посторонними людьми. При основной линии - похода солдата и пленённого им генерала в столицу Лианга - в повествование вплетается еще несколько сюжетных поворотов, которые задают и интригу и динамику всей ленте.
Отличная постановка боевых сцен. Всё такое натуральное с одной стороны, не сказочное, само собой, но в то же время жестокое и красивое. Разнообразное к тому же. Задействованы разные виды оружия и места, в которых проходят столкновения персонажей.
Ну и, безусловно, комичные сцены с драками самого Джеки Чана. Смотрятся легко и непринуждённо, но это просто потрясающе кропотливая работа. Намного сложнее даже, чем обычная боевая сцена. Как-то в девяностые годы смотрела документалку об актёрах, которые снимаются в фильмах о кунг-фу и прочих боевиках. Так вот запомнилось, когда был рассказ о Джеки Чане, о его умении драться, а потом спросили о нем у других актёров. Так вот многие задали ответный вопрос: а он разве дерётся? *смеясь* , он же делает всё, чтобы не драться, вы хоть раз попробуйте по нему попасть.
Ну и, конечно, меня абсолютно покорило то, что фильм наполнен юмором. И одновременно это не комедия. Как-то ловко авторы ходят на той грани, когда нет ощущения, что смех хотят выдавить специально. Просто иногда так получается, что страшное ходит бок о бок с комичным. Кажется, вот здесь можно было просто умереть от ужаса, а посмотришь с другой стороны - ну смешно же, если всё хорошо, что хорошо кончается.
Конечно, за основную долю балагана отвечал Джеки Чан. Его фирменный стиль спутать с кем-то сложно. Он действительно комик от Бога, но - как и все комики кинематографа - может быть необыкновенно, просто пронзительно грустным. Боль персонажей, которые постоянно улыбаются, несмотря на невзгоды, заставляет по-настоящему сжиматься сердце. Так случилось и здесь. Мудрый такой, бытовой, приземлённой мудростью, приспособленец и хитрован по большому счёту, человек, который прикидывается мертвым во время боя, который спит и видит только земельный участок, на котором будет сажать репу, то есть как будто абсолютно плюющий на воинскую доблесть и отвагу, как её понимает другой герой этого фильма, он чуть слезу у меня не выбил, когда бурчал себе под нос, оставшись в одиночестве: разве я опозорил Лианг? В этот момент у меня, как у зрителя, случился прямо таки эмоциональный коллапс, вызванный распадом на части понимания того, что есть предательство. Не идти в бой до победного конца или идти до победы в сохранении себя, как человека не принимающего навязанное насилие, но до конца сохраняющего в себе преданность Человечности с большой буквы. Кто же в итоге должен остаться правым: храбрый воин, отдавший жизнь за страну? Или воин эту жизнь себе сохранивший, чтобы жить на этой земле, продолжать свой род и тем самым свою страну сохранять? Разве же он действительно опозорил Лианг?
Отсюда, из вот всех этих измышлений, у меня вышел очень закономерный, вполне осмысленный финал с генералом. В паре предложений голосом за кадром озвучили мне те выводы, которые в итоге вынес для себя молодой воин, который всю жизнь затачивался для боя с врагом и перевернул весь свои мир, попав в плен на несколько дней к одному маленькому солдату, который не хотел быть солдатом, но при этом не на секунду не утратил своего человеческого достоинства, хоть порой и выглядел нелепо.
Отличное, хоть казалось бы и приключенческое, лёгкое кино, ненавязчиво наполненное житейской мудростью, человеческой отвагой и любовью к жизни, через, казалось бы, противоположное высказывание о том, что стыдно человеку умирать в безвестности.
Джулз, спасибо за совет