Вот и я посмотрела.
9 душ
Фильм необычный, слегка артхаусный, с не всегда понятным и раскрытым символизмом, в сочетании с прекрасно подобранной музыкой, и создает гипнотический эффект погружения в странную, чужую реальность, возможно, являющуюся лишь порождением фантазии разочарованного в мире творца, отгороженного от общества. Немного психоделический, меняющий привычное положение взгляда зрителя фильм. Снятый, безусловно, очень талантливо и беспощадно. Смотрела, не прерываясь.
Неясные и кажущиеся замороченными моменты стоит трактовать в разрезе общего настроения, и тогда картина проясняется. Увидела я здесь, в первую очередь, сложность выживания отверженных обществом людей. Причем не обязательно преступников, а в широком смысле - ведь персонаж Мацуды неспроста раскрывается последним, связывая воедино все нити повествования. Он очень замкнут в себе, молчалив… и до совершения убийства сидел в темной комнате, не желая иметь дел с ложью и лицемерием современных ценностей, где важен внешний вид и уважение общества, и мало кого волнует правда, и что происходит за стенами домов (в душах) людей. Погружаясь в себя, рассеивая взгляд, весь мир приобретает туманные очертания, стирается, оставляя лишь центр города и внутреннего мира - Токийскую башню, как одиноко и безучастно возвышающийся центр всего.
Эти люди говорят "какая разница, быть запертым в тюрьме, или в своей комнате?", они защищены системой и не слышат голоса правды отдельно взятого "не такого, как все". Ни черта они не понимают, эти люди! - так и читалось в облике парня с кирпичом...
Общество жестоко, и не только страх вынуждает клеймить преступников… (вы не подумайте, я на стороне общества, но сейчас речь о том, к чему ведет фильм). Осужденные отбывают срок пожизненно, после возвращения их продолжают опасаться и избегать… что же сказать им, кроме как "не плачьте обо мне, забудьте обо мне".
Взгляд режиссера ясен, и доносится доходчиво, привлекая внимание к теме, вскрывая проблемы, о которых не принято говорить. Но мне кажется, фильм в значительной степени не совсем об этом, это лишь как поверхность, видимая каждому. Посыл здесь занятный, об искуплении, и глубинном одиночестве. То, что персонажи сбежавшие преступники - интересный ход для усиления идеи, но главное не это. А то, что они - одинокие, заблудившиеся овечки, белые вороны, и тд. И еще проскальзывает интерес к теме смерти, запрятанный, рассеянный, существующий как данность, пронизывающая изнутри.
Эти 9 душ - дерьмо, застрявшее в неприглядном месте мира. Как заразные крысы в тесной камере, как психи и отбросы… Не думаю, что речь вообще идет о мужской дружбе - просто им нужно держаться вместе, поодиночке они обречены. Побег из тюрьмы посредством выхода из люка тоже навевает, знаете ли… Примечательно также то, что хоть мужчины и едут вместе за кладом, они с самого начала знают, какие дела еще не завершили, с кем хотят увидеться (и сразу берут необходимое - кирпич, костюм). И тема искупления здесь очень явно, но с уклоном в восточную философию - каждый получает то, что заслужил.
Старший в команде, задавивший сына, не может сесть за руль. Идет противопоставление небольшое с героем Мацуды - он, наоборот, убил отца (отсюда становится чуть яснее нападение).
И концовка звучит трагическим, сильным гитарным риффом - мужчины уже не могут помочь друг другу… бег под дождем, смерть на улице… и финальный срыв Мацуды - все связывает повествование в единую печаль. "Ключ от Вселенной" выводит всех участников за пределы пространства, снова сводит вместе и они едут дальше, навстречу свободе. Но замазать истинный цвет души, обагренной кровью и страстью (красный грузовик) голубеньким цветом - не факт, что этого достаточно для новой жизни, пусть и в иной реальности.
Я вообще склоняюсь к тому, что все умерли, пытаясь искупить свои грехи. И может, при следующей вылазке из люка (читай, рождении) - отголоски будут также их мучить. Да и общество вряд ли изменится. На каждом след прошлого, и страшно подумать, насколько далекое прошлое может иметь влияние (идея кармы).
Если сравнить этот фильм с музыкой - это арт-рок с уклоном в психодел, в лучших традициях эпохи его расцвета. Ну, и мрачность с неоднозначностью и даже сложностью восприятия - из той же оперы. Очень хорошо, но на большого любителя.
И хочется отметить - режиссер чувствует музыку, она подобрана идеально.
У кого-нибудь возникало хотя бы немного похожее впечатление? Читая отзывы, представляла фильм совсем иначе.
Да, я видела и прямое толкование о побеге и попытках вернуться в социум. Но мне кажется, кино немного глубже.