Говорящая голова / Talking Head / Tokingu Heddo / トーキング・ヘッド
Страна: Япония
Год выпуска: 1992
Жанр: детектив, триллер
Продолжительность: 01:45:36
Режиссер: Осии Мамору / Oshii Mamoru
В ролях:
Сигэру Тиба / Като Масая / Kato Masaya (озвучка) - режиссёр Яситама
Томоко Исимура - помошник режиссёра Томико
Фумихико Татики - директор Хандавара
Кэиси Хант (озвучка) - Ито
Ёсикадзу Фудзики (озвучка) - Итано
Синити Исихара (озвучка) - композитор Кэн Каваи
Описание: По сюжету съемки анимационного фильма застопорились на самом старте, и продюсер принимает решение пригласить особого мастера — режиссера, способного доснять любой фильм, сохранив стиль предшественника и выполнив всю работу в срок, пусть и времени остается всего день. Приглашенный режиссер прибывает на съемки со своей ассистенткой и видит, что команда собрана из разнородных лентяев и людей, далеких от киноиндустрии. К тому же в тени съемочной площадки орудует серийный убийца, подчищающий съемочную группу в порядке проявленного приглашенным режиссером интереса. Однако аванс уже получен, отступать некуда и режиссер закатывает рукава.
Через три года Мамору Осии снимет «Призрака в доспехах», а сейчас, в 1992 году, он заканчивает философский и сатирический детектив с элементами профессиональной рефлексии за прошедшие 15 лет работы. В «Говорящей голове» рассуждения о процессе съемки и интересных наблюдениях с отсылом в историю кино упакованы в сценарий с неожиданной развязкой и приправлены своеобразным юмором. Персонажи из потусторонней реальности обеспокоены такими же потусторонними проблемами и решения принимают соответствующие, но все в рамках внутренних правил.
Даже поверхностное знание теории кинопроизводства ощутимо помогут вникнуть в тонкости многих эпизодов, каждый из которых является не только частью сюжета, но и отдельной главой о кино: роль цвета, сюжета и закадрового голоса, судьбы первопроходцев индустрии, части о монтаже и сюжете — в этом соль фильма, и, если ее не прочувствовать, картина покажется скучным набором диалогов. А диалоги, напротив, крайне занимательные.
Это очень своеобразное кино, которое, как настойчиво уверяет главный монтажёр в фильме, надо смотреть не менее двух раз, а то и больше:)) Мамору Осии очень затейливо в этом фильме иронизирует над собой и над своей командой - начать с режиссёра, который не имеет своего известного широкой публике имени, но может повторить любой стиль любого режиссёра, в любые сроки; все персонажи фильма имеют как бы два лица - лицо актёра и голос, за ним скрывающийся, причём практически весь комплект сэйю - из его постоянной анимационной команды, кроме режиссёра - тут голосом стал актёр (Като-сан устроил мне дикое дежавю при первом просмотре, потому что Сигэру Тиба гораздо старше, немножко ниже, но в выбранном образе они всё равно очень похожи - причём фильм я смотрела не из-за Като-сана в титрах - тем более он там и не прописан), а саму роль играет почтенный и многоопытный сэйю Сигэру Тиба (который, впрочем, в тех же Красных очках был не менее убедителен). И обратите внимание, как персонаж внешне похож на самого Осии:))))
В фильме также присутствует персонаж Кэн Каваи - тоже композитор:))) так мне и не удалось найти, кто играл актёрские роли многих персонажей этого фильма - везде в основном прописаны роли озвучки. Загадочное кино, да.
Но если отвлечься от кастинга и начать рассказывать о фильме - проще не станет. Сюрреалистический фильм, выполненный минимальными средствами с минимальным бюджетом. он имеет простые и не тривиальные театральные решения - как маленький пикапчик на деревянном настиле, на котором герои "едут", все эти тёмные павильоны и копеечные декорации, черно-красный тревожный колорит, выбеленные лица героев кисточки - мультипликаторов - они как мимы - не имеют лица, просто рабочий винтик в большом механизме кинобизнеса.
Это такая большая притча, разбирающая по очереди роли каждого участника создания кино - от продюсера и режиссера до сценариста, колориста, оператора, мультипликатора, монтажёра, звукооператора, композитора... кажется, не забыли никого:))) даже статистов-разнорабочих:))
Каждый из них при встрече с режиссёром разражается длинным монологом на тему своей профессии и его места в общем результате - ведь предыдущий, исчезнувший режиссёр хотел снять удивительное, новое кино, кино, которое было бы одновременно и каноничным, и новаторским, кино, которое бы одновременно сюжетным и сюрреалистичным, в котором герой бы и существовал, и не существовал одновременно,кино, в котором звук, цвет и свет выполняли бы не только роль заполняющего фона, но и вели бы зрителя... в общем, необычное кино. Для нашего режиссёра это вызов - сделать то, что задумал, но с чем не справился его предшественник.
Много смешных моментов и общекультурных аллюзий, но узконаправленных шуток ещё больше - как кинематографических, так и чисто японских - например, зомби, даже после смерти старательно доделывающий свою работу. Юмор временами весьма чёрный и специфический - как сценарист, который и так уже без головы, киноружьё, делающее 24 кадра в секунду, и т. д. и т. п.
Концовка тоже весьма неожиданная, позволяет взглянуть на процесс творчества немножко с другого угла , можно сказать, "заглянуть автору в мозги" - что редко у кого получается показать, хотя многие пытались.
Это "фильм в себе", любителям экшена, романтики и прочих чистых жанров он не понравится - да, тут есть детективная линия, чёрная комедия, театр абсурда - но в целом это всё же притча о том, как создаются фильмы.
капсов у меня мало, в последнее время совершенно нет желания их делать.
Теги: Япония, фильм, Като Масая,детектив,триллер,Осии Мамору