Дюна / Dune
Страна: США
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Год выпуска: 1984
Продолжительность: 02:16:33
Режиссер: Дэвид Линч / David Lynch
В ролях: Кайл МакЛаклен (Paul Usul Muad'Dib Atreides), Юрген Прохнов (Duke Leto Atreides), Франческа Аннис (Lady Jessica), Патрик Стюарт (Gurney Halleck), Ричард Джордан (Duncan Idaho), Фредди Джонс (Thufir Hawat), Дин Стокуэлл (Dr. Wellington Yueh), Кеннет МакМиллан (Baron Vladimir Harkonnen), Стинг (Feyd-Rautha), Пол Л. Смит (The Beast Rabban)
Описание: Планета Арракис, также известная под названием Дюна, год 10991. Это арена борьбы между злом и благородством, мир тончайших и опаснейших интриг. Гигантские песчаные черви длиной в целую милю сторожат бесценное сокровище — меланжевую пряность, позволяющую путешествовать сквозь Пространство и Время. Тот, кто контролирует пряность, контролирует Вселенную.
Народ Дюны ожидает пришествия Мессии, который поведет их на священную войну против династии злобных Харконненов. И Мессия является. Им становится юный Пол Атрейдес, сын герцога Лито, предательски убитого Харконненами с одобрения Императора. Полу предстоит великая миссия, которая навсегда изменит судьбу всей галактической империи…
Даже не знаю, как тут подступиться...
С одной стороны, писать отзыв на боевую фантастику, снятую более 30 лет назад - дело неблагодарное, а с другой - ужасно интересное. Потому что Линч умудрился на основе романа Херберта снять очень яркое, невероятное кино с большим количеством смыслов, трактовать которые можно по разному.
Кино детства, кино, оказавшее немалое тогда на меня влияние, и книга тоже долго была в числе любимой фантастики. Но в отличие от прочитанной позже Буджолт с её Барраярским циклом вселенная Херберта притчево-наивна, хотя и не менее затейлива. Или это моё восприятие, отношение к политике и войнам так поменялось за прошедшие годы? впрочем, сейчас, наверное, не об этом.
Итак, Дюна. Таинственная планета, на которой единственной во всей вселенной добывают спайс - наркотик, изменяющий сознание. Благодаря нему пилоты, мутировавшие когда-то из обычных людей, сейчас парят в своих стеклянных комнатах, наполненных оранжевым газом, и, изменяя своё сознание, трансформируют реальность, искривляя галактики - двигаясь и оставаясь на месте в одно и то же время, передвигая силой мысли огромные корабли.
В этой вселенной есть несколько движущих сил - сам клан галактических пилотов, позволяющие себе указывать Императору и остальным князьям, что и как им делать, выставляющие за свои услуги перевозчиков свои тайные счета. Это настоящая сила галактики.
Клан Бене Гессери, предсказательницы и исполнительницы многих ментальных практик - женский клан медиумов, годами совершенствующих свой генотип в надежде когда-нибудь создать Квизац Хадераха - идеального сверхчеловека. Они - тайные серые кардиналы вселенной, протянувшие свои щупальца во все её уголки.
Император вроде как повелевает вселенной. Хорошо, пусть повелевает, после того, как отойдёт от приказов пилотов и советов Бене Гессери. У императора есть дочь-красавица.
И нам показывают два противоборствующих клана - злобный садист барон Владимир (угадайте, кто) Харконнен с племянниками и героически праведный герцог Лето Атридес с сыном от наложницы из клана Бене Гессери.
на этом книга и фильм точно соответствуют друг другу, и вообще это удивительно точная для режиссёра такого уровня экранизация - всё подобрано очень любовно, почти дословно 6тисантиметровый том перекочевал в двухчасовое кино.
самое же интересное - в деталях, в атмосфере фильма.
При первых просмотрах я просто не отследила аллюзии, но сейчас стало очевидно, что Юрген Прохнов, проснувшийся после "Лодки" знаменитым, в зелёном офицерском мундире так похож на Николая Романова, а выбор Гербертом имени Владимир для абсолютном мерзкого летающего садиста с порченной кожей, добившегося власти благодаря предательскому убиению благородного соперника - явный намёк на события начала прошлого века. Интересно лишь, что видели читатели в первоисточнике, а что на совести самого Линча.
В любом случае, атмосфера фильма безупречна - очевидно, что на бюджете не экономили - роскошные интерьеры, отсылающие нас к расцвету эпохи модерна, мода арнуво, сплетённая с фасонами Ренессанса у Императора, с эстетикой белокаменной Москвы в его гирьках и закомарах на планете Атридесов, стимпанк-ужас большого города Америки накала прошлого века у Харконненов, элементы бедуинской моды, перенесённые на свободных и Бене Гессери по моде королевы Елизаветы - художник-постановщик постарался на славу! А дизайн стилсьютов? Только дизайн оружия у меня вызывал вопросы, но нельзя не признать некоторого остроумия, с которым решили проблему показа уже устоявшегося в фантастике понятия силового поля (хотя блин, мы уже в 2015 а его так пока и не создали:)))) - полупрозрачная мультипликация при монтаже выглядит вполне уместно:)))
Несмотря на давность лет, большинство спецэффектов всё так же делают свою работу- впечатляют. Нет. хотелось бы, конечно, более тщательной обрезки при комбинированных съёмках - но хромакея тогда ещё не было:)))
Актёры... Как и раньше, сильнее всех запоминается рыжий Стинг с фигурой греческого бога (и в набёдренной повязке в виде крылышек) в роли не менее мерзкого, а может, и более - из-за своей привлекательности - племянника Харконнена Фейд Рауты. Вообще мир Харконеннов убийственно ужасен - от наличия в полу решёток из нержавейки, через которые постоянно смывают кусочки плоти и крови, до заштопанного уха фармацевта, от затычки на артерии маленькой вечерней жертвы - чтобы барон не сильно утруждался -до страшной улыбки Фейд Рауты, наблюдающего в момент смерти парнишки не за ним. а за присутствующими тут же доктором с подручными... Линч умудряется маленькими, но очень точными штрихами передать тоталитарный ужас системы, которая не боится уничтожать своих и наоборот, находит в этом удовольствие.
По контрасту с ними герцог Лето прекрасен и благороден, готов бросить стоящий миллионы запас спайса ради спасения своих людей, его наложница мудра и прекрасна, а сын...
Ну, МакЛахлен мог бы быть и помоложе:) Но в принципе, это единственное, что мне не понравилось. Тем более что позже, у фрименов, где он лишается этого своего великосветского глянца, он смотрится вполне уместно. Ещё очень понравились актрисы, играющие Джессику и Алию-нож. Алия была настолько страшна и инфернальна, насколько и был её персонаж. удивительно, как такое под силу ребёнку.
Не жалею, что пересмотрела этот раритет, пересмотр меня не разочаровал. Более того, это повод говорить о том, что хорошему режиссёру литературная основа не мешает - если. конечно, он действительно хочет снять экранизацию. а не "по-мотивам".
Ну и в завершение - маленькая цитата из книги и фильма, пару раз выручавшая меня:
"Я не буду бояться.
Страх убивает разум.
Страх — это маленькая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.
Я встречусь лицом к лицу со своим страхом.
Я позволю ему пройти через меня и сквозь меня.
И, когда он уйдет, я обращу свой внутренний взор на его путь.
Там, где был страх, не будет ничего.
Останусь лишь я."
Теги: США, фильм,фантастика,боевик