Возврата нет
Жанр: мелодрама
Год выпуска: 1974
Продолжительность: 01:33:15
Режиссёр: Алексей Салтыков
В ролях: Нонна Мордюкова, Владислав Дворжецкий, Ольга Прохорова, Николай Еременко мл., Татьяна Самойлова, Борис Кудрявцев, Алексей Баталов, Нина Меньшикова, Вилнис Бекерис, Ольга Григорьева, Алексей Борзунов, Зоя Василькова, Степан Бубнов
Описание: История любви Антонины и комбата Никитина, которого она приютила у себя после тяжелого ранения. Антонину Каширину хотят исключить из партии, обвиняя в том, что во время войны донская казачка жила на территории, оккупированной немцами. Ей не верят, что она прятала и выходила раненого советского офицера...
Пользуясь настроением, решила посмотреть остатки одной фильмографии.
Специфичный фильм. Сыгранный во многом театрально, снятый по известной повести, он многослойный, а с учётом изменившихся социально-этических, культурных и политических норм многослойность смыслов только усиливается.
История делится на 2 части - первая, военная, о том, как героиня спасла раненого офицера. Вторая, послевоенная - о том. как он вернулся, женился, а потом подросший сын привёз из города молодую красивую жену...
Сложно писать про этот фильм. Во первых, есть ощущение, что его покромсали цензурой - ну слабо верится, что режиссёр по своей воле делает такие слабо связанные отрывки. Во-вторых - очень уж отличается старая советская школа от фильмов нынешних - местами даже очень благонастроенному зрителю сложно переварить агитационную мощь этих диалогов и монологов. В третьих. отвыкли мы всё же от советских уже реалий - когда партсобрание общим решением залезает к людям в постель, стыдит изменщиков, карает за непристойное поведение и ты пы - заседание райкома с его идеальным партработником Баталовым пришлось уговаривать себя воспринимать как непередаваемый национальный колорит - примерно как папоколени.
Про актёрскую игру надо сказать пару слов. Почитала отзывы и рецензии на разных ресурсах - как-то моё восприятие не совсем совпадает с общепринятым. Да, очевидно, что роль писалась под Мордюкову и с большим успехом ею была сыграна... Да, она и в жизни, и на экране - эффектная крупная казачка, из тех, которые не только коня и избу. Да, её порывы, жертвенность, сила духа,ум и понимание - во всё это я верю, я сама из казачьей семьи. Но всё же её роль такая... монументальная... и она просто упивается этой монументальностью, пафосом диалогов, силой персонажа - и одновременно её слабостью. В некоторых местах она как-то уж совсем переигрывала - в сцене с немцем, или при встрече с вернувшимся Никитиным, да и позже - сейчас к её поведению было бы много вопросов. времена изменились, да...
Многие ругают Прохорову - дескать, не вытянула роль. А мне так она понравилась больше многих других женских персонажей. в основном скроенных шаблонно. Красивая, яркая - да, в такую легко влюбиться. Но и при этом кокетка, городская - как она в белье ловила вместе с сыном рыбу - уух... Очень ловко она ведёт свою героиню по острию ножа.
Конечно, сейчас хотелось бы, чтобы саму страсть очертили чуть ярче - но лично мне хватило той сцены на мотоцикле - как пушинка - прямо захлёстывают эмоции, противоречивые, злые, нехорошие - и чувствуется страсть - и тут же - вот выход - вроде бы и ничего не случилось - а назад уже не вернёшься...
Признаюсь сразу - фильм смотрела из-за Владислава Дворжецкого - любимый с детства актёр.
Спорный у него вышел персонаж, спорный. Первая половина фильма - сказочный герой, спасённый девой, ой, ну ладно, женщиной - и на ней обязанный жениться. Кстати, у нас тут тэг нуна-тонсэн до какого возраста тонсэна предполагается?)))
Потому что в этом раскладе герою в начале фильма лет 25-27, а героиня старше и с 10-12тилетним сыном. В любом случае. второй возрастной тэг тоже подойдёт, непростая получилась семейная ситуация.
Так вот, в первых эпизодах его персонаж - безупречный герой, но вот уже с момента председательства кошки в моей душе начали царапаться не по-детски. Ох уж эта женщина... Вот же оно, её алиби, но вместо того, чтобы им воспользоваться. она покорно-любовно отходит на второй план, оставляя любимое дело на откуп мужчине, пусть даже любимому мужчине. Ох уж этот мужчина - вместо защиты принимает всё как должное, помощь и подсказки - в штыки... Как они вообще так долго уживались - с такими то темпераментами и отношением к жизни? Но моменты их общих любовных сцен мне понравились - мне вообще было интересно, как актёр работает в кадре с партнёршами. Со всеми он выглядел довольно естественно , его эмоции я считывала лучше многих других персонажей. При этом физически ощущалось мужское обаяние актёра, в принципе, я поверила в позицию героини.
Сама история о сложной геометрической любовной фигуре с двумя центрами мне понравилась, к этим персонажам можно относиться очень по-разному, но равнодушными, пожалуй. не оставят.
Местами очень сюрно, красиво снятые кусочки с ребёнком-юным Вакхом, играющим на дудочке , сидя на бочке в венке из розовых виноградных листьев на кудрявых волосах, с стрижкой в пронизанных солнцем виноградных лозах, с разговором с сыном, сидя в красной косынке на фоне красной сохнущей на ветру рубашки - чувствовалось, что мизансцена выстраивалась тщательно и скрупулёзно, иногда с претензией, иногда просто ради красоты. Были моменты, когда эта претензия мешала.
Если честно, в истории понравилось всё - актёры, сюжет, подача - всё, кроме исторических реалий и стиля. Я бы посмотрела этот же фильм, снятый с этими же актёрами... пусть даже не в современных реалиях - это невозможно, но в современной авторской версии - без такой довлеющей цензуры и линии партии.
Теги: фильм, мелодрама, военный,Россия