Социальная драма с философским оттенком. Беспощадный реализм в блестящем исполнении отличной команды создателей. Продуманность визуального ряда и эмоционального воздействия, в сочетании с незаметно проникающей музыкой затягивают в печальную повседневность героев.
Доктор Санада (Симура Такаси) - вспыльчивый, но добрый человек. В сером грязном окружении, в дыму и парах спирта он старается вылечить пациентов, переживая о каждом. В беспечности якудзы Мацунаги (Мифунэ Тосиро) он видит себя в молодости, и хочет направить его на путь выздоровления, что значит отказ от губительного образа жизни (в первую очередь, курения и алкоголизма, но также нужен обрыв связей с преступным миром).
"Пьяный ангел" - это доктор Санада, но на первый план выходят терзания Мацунаги. Он завяз в болоте так основательно, что выбраться уже не представляется возможным, и в этом горький реализм положения. Страх, острая боль отчаяния перед лицом страшного туберкулёза меняют его взгляд, забота доктора немного помогает внутреннему очищению. Пусть Мацунага отвечает доктору грубостью, но он уже понимает, чувствует каждой клеточкой тела, что мало ценил здоровье, и расплата будет мучительной. Но всегда сложно отказаться от устоявшегося образа жизни, и порой бывает слишком поздно.
Сложности освобождения из затянувшей трясины пороков, внутренние терзания героев, и холодное безразличие общества к бедам ненужного ему человека приводят к закономерному итогу.
Грязная лужа возле больницы - полноправный персонаж фильма. Символ загрязненности не только тела, но и падения нравов общества. Не зря доктор кричит детям, чтобы не играли возле неё. Явственно звучит надежда на молодое поколение, в лице здравомыслящей 17-летней пациентки, сумевшей победить туберкулёз. И завершающий светлый штрих утверждает: человек может и должен бороться за жизнь.
Гуманистическое послание:
Чистота - залог здоровья. Болезни тела и загрязнение души - приобретенные качества. Поэтому держитесь подальше от отравленных нечистотами источников, и не пейте воду сомнительного качества.
Неизбежное влияние социальной среды показывает преобладание тяги к удовольствиям, к беззаботной жизни в пьяном угаре… Невзирая на предупреждения врачей о возможных последствиях, люди продолжают думать, что плохое случится с кем угодно, только не с ними.
Особенно горько, что сказанное справедливо для современности, хотя фильм 1948 года.