Не могла не сравнивать с документалкой, виденной ранее, поэтому будет много отсылок к ней.
У меня двоякое впечатление.
Фильм по реальным событиям — и это не может не впечатлить. То есть я не могу говорить что-то нелицеприятное о потрясающей истории выживания, силе человеческого духа и воле к жизни. То есть о такой жуткой ситуации, в которой о казались эти люди, и, надеюсь, никогда не окажусь я, язык не поворачивается говорить что-то о кинематографических приёмах... но в целом всё-таки скажу.
Честно, ничем особенным игра актёров меня не поразила. Откидывая монументальную основу реальных событий, могла бы сказать, что многое здесь словно поверхностно подано. Иногда как в подростковых фильмах о школьных проблемах. Игра иногда соответствующая. Но больше претензия к самой постановке. Хотя это уже, возможно, на фоне всех виденных кинематографических примочек и режев-титанов, которые все душевные муки могли показать намного глубже и ярче.
Очень много лозунгов, если чес. Понятно, что ежедневные рутинные разговоры режу были не так интересны, как знаковые фразы. Однако, он их так иногда подсвечивал, что они становились, как столбы на ровном поле. Вот о Боге, к примеру.
Пусть у меня язык отсохнет, если я буду утверждать, что никто не вспомнит о Боге в подобной ситуации. Но патетические речи, особенно прям начальная фраза, в зачине. Я, мол, видел, Бога. Видно, что это уже отточенная режем мысль, впихнутая сюда для возвышенности.
Впоминается фраза о двух лётчиках, которые разговаривают о последних мыслях перед тем, как рухнуть в бездну. Никаких: я иду навстречу закату.
А что?
Твою мать! Твою Мать!!!!
То есть, заключая, фильм очень разжёванный в угоду режиссёрским впечатлениям от истории, он пытался придать ей одухотворённость и подсветить в нужных местах. Однако, тем не менее, даже при этом история выглядит несколько расплывчатой. Понятно, что до режа всё уже было написано Случаем, но если уж он взялся, что-то подчеркнуть, то это надо было сделать более чётко, что ли. А так обо всех — но и ни о чём одновременно.
В этом свете документалка выглядит даже более цельной что ли. Там нет такого длинного и унылого зачина, нет второстепенных, размазывающих внимание впечатлений. И есть основной персонаж.
Да, да. В данном фильме реж очень много внимания уделил Роберто. (Один из троих парней, который участвовал в финальном походе через горы.) Сделал его главным. Сосредоточился на проблемах и метаниях. А потом — бац! — и как-то походя втёрся еще один перец. И оба-на! — он-то всех и спас.
И видно, как хотелось показать противостояние рассудительности Роберто и яростного напора другого юноши — Нандо. Видно, что Роберто - персонаж драматический и нравился режу больше, чем не очень-то приятный Нандо. Но в финале, когда таки расставились точки над i, и стало ясно-понятно, чья-таки взяла, персонаж Роберто просто слили.
Сейчас я рассуждаю об истории, как о фильме, само собой, а не как о том, что было в жизни.
В документалке сразу ясно-понятно — кто главный. Поэтому она и получилась стройной и чёткой, хоть, возможно, и несколько однобокой.
Роберто там только на подхвате, хоть и не последний, само собой, человек. Но именно упорство Нандо, его удивительная живучесть, его страх, его ослиное упрямство... что уж говорить... да именно они спасли всех. А не ум и рассудительность приятного парня Роберто. Да, вот и так бывает тоже. Что иногда мало просто думать, надо действовать. Да, можно сгинуть навеки, можно умереть где-то в страхе и одиночестве, но.....
Как, помните, у Горького: «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с чем ничего не станется.»
Да, вот так и вышло. Хотя это нисколько не умаляет заслуг и Роберто, и капитана команды, и еще парочки парней, которые всех себя вложили в то, чтобы выжили до момента спасения те, кто выжил, в том числе — и это просто потрясает фатальностью! - и самого Нандо, которого все уже списали со счетов. А он не только оклемался — а еще и вот как!
Еще пару слов о том, чем эта история выделяется. Каннибализмом, так называемым. Само действо здесь показано без душераздирающих подробностей, если что. Но осознание самого факта может у некоторых зрителей вызвать отторжение.
Однако, скажу про другое. В документалке на это уделили даже несколько минут: на заявление Церкви о том, что это мол, к каннибализму не причисляется, живите и дальше хорошо, не мучайтесь.
Честно, у меня аж глаз дергается в подобных случаях. Это, значит, еще будут демонстративно типа грехи прощать перед всеми. Официально, значит, обелять репутацию. Может, еще документ вручат какой, о так сказать, непричастности. Ааа, ну спасибо большое!
Конечно, надо делать скидку на времена, всё-таки полвека назад. Но, чьёрд раздери! Типа: Вы ели людей, но мы вам прощаем?! Да кто там был, чтобы судить? Чтобы прощать?! Эти люди через себя переступили, сделали невозможное, отвратительное, да. Но как иначе-то?
Кароч, в этом вопросе позиция моя определённая. И просто восхищаюсь теми людими, которые смогли озвучить жестокую правду там и пойти и всё сделать, как и сказали. И при этом удержаться в рамках разумного.
Ну и еще несколько слов для сравнения с недавно просмотренным документальным Касаясь пустоты / Touching the Void. Здешний фильм — художественный, так что мин нет, это не похоже на реставрацию с монологами участников.
Однако, чем меня разозлил тот фильм и чем вдохновил этот — это не сам формат скорее, а именно сама ситуация.
Да и тут и там — о силе духа и человеческой живучести и удачливости. Но там люди сами себе нажили проблем. Вели себя как простофили при необходимой профподготовке и знаниях.
Здесь же — обычные люди, которые сделали невозможное, наперекор всему. Их подвиг вдохновляет и восхищает именно тем, что никто не виноват в этой ситуации, а выбираться пришлось.
Горы — потрясающие. Как парни через них прошли без подготовки, без страховки, без одежды и еды — это немыслимо. Альпинисты потом повторяли их путь и утверждают, что это за пределами возможностей человека неподготовленного. Но — как видим — и это стало возможным.
В общем, удивительная история.
Дальше уже лучше с Хелавис пообсуждаю)))
Отредактировано taiklot (2015-09-22 13:16:32)