Бен-Гур / Ben-Hur
Страна: США
Год выпуска: 1959
Жанр: боевик, драма, мелодрама, исторический
Продолжительность: 03:42:27
Режиссер: Уильям Уайлер / William Wyler
В ролях: Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс, Хайя Харарит, Стивен Бойд, Хью Гриффит, Марта Скотт, Кэти О’Доннелл, Сэм Джаффе, Финлэй Карри, Фрэнк Тринг, и др.
Описание: Действие фильма начинается в Палестине в 26 году от Рождества Христова. Два друга, иудей Бен Гур и римлянин Мессала, встречаются после долгой разлуки взрослыми людьми и понимают, что дружба уже невозможна…
Выбирала, какой из исторических пелпумов пересмотреть как классический представитель жанра - выбрала этот из-за нежно любимого Чарлтона Хестона и эффектных (как оказалось, даже сейчас) экшн-сцен в гонках колесниц.
Ну и чтобы скрины не пропадали, решила сделать тему.
Роман Лью Уоллеса я в своё время читала, фильм от него отличается не так уж сильно.
Для меня история при этом просмотре распалась на две части. и собрать воедино мне оказалось тяжело.
Первая, с приключениями высоченного и ясноглазого принца иудейского, прошедшего сложный путь от уклонения через ненависть и сопротивление к любви и свободе, был ярок и интересен, герои достаточно харизматичны, история драматична, приключения опасны, дамы, как полагается в канонах тех времён, прекрасны и жертвенны, злодеи злодеисты, массовка и фоны великолепны. Даже патриотическая иудейская линия вполне себе актуальна - не только для иудеев, пусть и поданая с большим количеством перегибов.
А вот то, ради чего и писался сам роман - сделать эту историю Библией для самых простых духом - мне в этот раз пошло совсем со скрипом. В принципе я нормально отношусь к историям на религиозную тему - правда. по вполне логичным обстоятельствам. видела больше историй о христианстве. чем о других религиях. Но снятая вот так , в стиле школьного утренника для начальных классов история Христа для меня. к сожалению. не придавала основной истории драматизма и глубины. И основной приём, с помощью которого авторы показывают нам глубину непознаваемости и величия Иисуса Христа здесь кажется... лицемерным? Не могу подобрать правильного слова. Наверное, на тот момент авторам казалось очевидным, что ни один смертный актёр не может сыграть это существо во всём его величии и жертвенности, но при этом история стала совсем уж карамельно-лубочной. Но, конечно, я сужу с позиции своего опыта и нашей эпохи, которая позволяет использовать библейские и не только события в более критическом ключе, не избегая внутренней драмы самих персонажей.
В целом считаю, что эта линия сейчас ... избыточна. Для фильма было бы лучше, если бы сосредоточились на внутреннем перерождении главного героя, особенно в послеримский период - по мне так оказалась не раскрыта его идея - как я её прочитала - возглавить восстание против захватившего их народа - вся эта линия была отрезана трогательными, но избыточными метаниями с женщинами.
Что безусловно понравилось - сам главный персонаж, того периода , когда бодибилдинг ещё не захватил мир и актёры выглядели более естественно, но при этом и играли вполне достойно. Хестон с его тонкой костью, широкими плечами и прозрачными голубыми глазами, конечно, идеальный герой, но и образ, им созданный, довольно интересен - человек, выросший в контакте с новой властью, пытается найти свой путь для новой совместной жизни двух народов - но скоро понимает, что быть посередине не получится, каждая сторона вынуждает его сделать выбор. Конечно, моральные дилеммы в фильмах той эпохи тщательно проговариваются, чтобы зритель мог их оценить, а не играются, как сейчас, но тут одно не исключало другого.
Исторические подробности, локации, антураж эпохи - было интересно побродить по иерусалимской вилле, увидеть внутренности галеры и устройство ипподрома, посмотреть на многочисленный дизайн сандалий и способов застёжки фибулой плаща, оценить громоздкость и удобство восковых табличек и рассмотреть римские панцири. Да, в Голливуде той эпохй денег на это не жалели, но оно того стоило. Выглядело это великолепие очень эффектно.
Ещё , конечно, мне понравился персонаж консула Ария - его, в отличие от многих других, не стали делать плоско-положительным или плоско-отрицательным, позволив сыграть бурлящую смесь того и другого.
Очень эмоционально-напряженный сцены морского боя и гонок колесниц. Даже полвека спустя от последних невозможно оторваться - и ещё страшнее понимать, что компьютерных эффектов тогда не было - да и не сильно бы они помогли - с десяткой квадриг в кадре. Очень сильно. Воспоминания об этом фильме в своё время очень оживили моё посещение развалин ипподрома в Тире - почти вживую представила и шары, и дельфинов, и толпу на ступенях.
Даже не знаю, уместно ли тут ставить в тэгах слово "спорт"? Скорее нет, но меж тем фильм - предтеча многочисленных гоночных фильмов. и право. не многие превзошли его по накалу страстей:)))
Из не-понравившегося, кроме библейской истории - дамы. К героине у меня не очень много претензий - скорее к сценаристам:))) Создавать такие любовные диалоги как сублимацию страсти - это, конечно, в стиле эпохи, но немного жаль. что люди наедине не могут себе позволить говорить откровенно, и изъясняются окололежащими метафорами.
Сестра же и мать - тут автор и сценаристы вообще не дали им ничего играть, кроме большой жертвы. которая, конечно же, померкнет на фоне ещё большей жертвы из второй линии фильма.
В целом - яркий и до сих пор не безынтересный фильм, продержавший рекорд по Оскарам почти полвека.
Теги: США, фильм, исторический, военный,мелодрама