Об этом фильме я узнала задолго до того, как он попал в мой медиаплеер. Сидели с подругой в кафе, и она внезапно начала мне рассказывать. Опасное это дело — узнавать сюжет из чьих-то уст, особенно если рассказчик хорош. Мое буйное воображение тут же начало создавать картинку в уме, и спустя час, под влиянием рассказа, меня уже вовсю колотило от возбуждения. Подругу же, наоборот, объяла какая-то неясная тоска и подавленность. Было видно, что у нее фильм вызвал противоречивые эмоции, в большей степени негативные — игры пугали ее своей фальшью и коварством, ведь по натуре она была не игрок.
Я по натуре игрок, и основная мысль фильма, водоворот игры, из которого не выбраться самим игрокам (обычно тонут лучшие пловцы) мне близка и понятна. Подобной игре я отдала семь лет своей жизни, начав ее на третьем курсе, и закончив лишь в прошлом году. И потому герои фильма, вопреки мнению большинства, отнюдь не кажутся мне безумцами, которые во имя адреналина и самоутверждения занимаются ничем иным, как саморазрушением, сжигая собственные крылья близ огня. Это не мазохизм, не душевное расстройство, и даже не врожденная жестокость и жажда власти над другими людьми, ведь изначально Софии и Жульен не собирались, подобно героям «Опасных связей» разрушать чужие жизни, их жертвы — невесты, жены и мужья — были случайны, в зоне прицела находились лишь их собственные сердца.
Игра начинается с взаимного влечения одного незаурядного человека к другому. Он — основной игрок, он сдает карты и рейзит. Он не намерен скидывать даже разномастные двойку и тройку, он готов блефовать, повышать, а потом идти он-ин. Другой, обнаружив пару невскрытых карт перед собой, размышляет вступить в игру или нет. И вот тут, если он соглашается (зачастую не подозревая, во что его втягивают), начинается demon dance. Так было со мной. Я думала, что игра продлится не долго, что она — лишь прелюдия к лав-стори, но лав-стори удалялась от меня по мере приближения к ней, как горизонт, и целью становилось само действо. Чем привлекательна игра? Она разогревает кровь, заставляет сердце биться, и два яростных чувства сменяют друг друга — страх проиграть и жгучее желание выиграть. Игра объединяет двоих, они становятся центром вселенной друг для друга, но страсть, которая лежит в основе этой связи, раз за разом находит нестандартное, болезненное проявление — уязвить, унизить, раздавить противника, а потом передать ему ход. Зачем? Потому что просто любить, по мнению игроков, удел обывателей, стада, в покое и мире Искра угасает, так как иначе сохранить огонь, не подливая бензина в костер?
Ставки повышаются, аферы становятся все более разрушительными, сердца обоих уже вовсю покрыты шрамами, и хочется крикнуть: «Остановись! Давай просто будем вместе!», но крик застревает в горле, т. к. ты не уверен, насколько дорога противнику игра, готов ли он капитулировать во имя мира. Ведь если он не захочет — игра закончится удалением тебя из-за стола, и связь с этим человеком, эта извращенная, но все же любовная связь, исчезнет. Поэтому ты продолжаешь играть, хотя уже ненавидишь игру и почти не веришь в то, что там, впереди — желанное happiness. Исход тут может быть один — расстаться, развязаться и уйти. Либо, как герои фильма, вместе положить конец игре, выключить лампу над покерным столом, но не выйти из комнаты. А почему нельзя сказать «Стоп», и наконец любить друг друга? Элементарно. Без доверия не может быть любви. Но как можно доверять тому, кто намеренно делал тебе больно в прошлом, не опасаясь подвоха в будущем?
В моем случае, спустя семь лет после ее начала, игра закончилась — мой враг, искалеченный игрой не меньше, чем я, сидел напротив с трясущимися руками, со слезами на глазах, и говорил мне то, что я уже не мечтала услышать: «Я всегда тебя любил, давай остановимся». Пять минут оцепенения, неверия, а потом я обняла его. Но я не знала, что, обнимая меня в ответ, мой побежденный враг внутри себя танцует, он снова победил. Чего не знал он, так этого того, что, обнаружив его обман, я сделаю этот обман последним. Я вышла из игры. Год назад. Больше я не играю.
Для Софи и Жульена с самого начала было понятно, что они друг для друга — единственные возможные партнеры. Никто другой им был не парой ни в силу темперамента, ни в силу взаимной одержимости, корнями уходящей в детство. Почему они просто не выбросили свою красивую коробочку? Потому что шли по замкнутому кругу, где каждый новый ход, каждый новый укол — это месть за предыдущий, полученный тобой. А итог, конец их связи, был чем-то даже благороден и, конечно, предсказуем. Они не расстались — они остановили часы. И в этом было что-то жертвенное — они впервые что-то отдали друг другу, а не отняли, и в этом была жертва.
Можно говорить: «Не играйте ради самой игры, такие игры ничем хорошим никогда не кончаются!» — но я не могу. Потому что знаю — любовь может иметь как созидательный, так и разрушительный характер, он зависит от людей. И тот, кто не может выразить свои чувства иначе, чем через боль, — не извращенец, не злодей и даже не жестокий человек, — он вечный Питер Пен, ребенок, который стыдиться своих чувств, как некой слабости, и наказывает за нее и себя, и предмет обожания. И даже будучи взрослым, бьет противника на школьном дворе, чтобы привлечь внимание к себе его внимание и хотя бы на мгновение… коснуться. Эти взрослые дети, без сомнения, ущербны, но повзрослеть потом, не сделав этого вовремя, чертовски трудно!.
P.S. Может показаться, что это не отзыв, а скорее запись в дневнике, и никакого отношения к фильму не имеет. Это не так. Все это — о фильме, просто без конкретики, которая лишь навредила бы тому, кто еще не смотрел «Влюбись в меня, если осмелишься». Уверена — перед просмотром картины лучше ничего о ней не знать, а просто смотреть, потому что смотреть, в данном случае, — почти играть самим, настолько живые персонажи перед нами. Они истекают кровью, но поднимаются вновь, чтобы ударить противника. Своего любимого врага.