Страна: США Год выпуска: 2015 Жанр: триллер, драма, биография, исторический Продолжительность: 02:08:00
Режиссер: Том МакКарти
Сценарий: Том МакКарти, Джош Сингер
В ролях: Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Лив Шрайбер, Джон Слэттери, Стэнли Туччи, Брайан Д`Арси Джеймс, Елена Стайтелер, Джин Аморозо, Даг Мюррэй, Шарон МакФарлэйн, Джейми Шеридан, Нил Хафф, Билли Крадап, Роберт Б. Кеннеди
Описание: В основу ленты легло журналистское расследование газеты The Boston Globe. Целая группа авторов копала под бостонскую митрополию и, в конце концов, отрыла педофильский скандал. Они сумели доказать, что некоторые священники Бостона приставали к детям, при этом кардинал и архиепископ городской церкви Бернард Лоу об этом знал и якобы покрывал их. После публикации скандал разгорался все сильнее и сильнее по принципу цепной реакции, и, в итоге, привел к отставке кардинала Лоу. Вдобавок, бостонская церковь выплатила миллионы компенсации и закрыла больше полусотни приходов.
Фильм практически документальный. Это реконструкция значимого для общественности события.
Явление, которое расследуют журналисты, как утверждают авторы фильма, оказывается повсеместным. Жуть навевают титры в конце фильма, плывущие по черному экрану с городами и странами. В одном Бостоне нашлось 250 человек. Откуда они взялись? По какому принципу их набирают в священнослужители?
Задаем вопрос - что со всем эти делать, если даже среди специалистов нет единого мнения о причинах педофилии. А в фильме сделан акцент на служителях католической церкви. Они развлекаются таким способом в течение тысячи лет...
У них есть Папа, у них достаточно строгие моральные каноны, но в течение долгого времени они не могут отменить такую ерунду, как "целибат".
И если церковь не старается убрать этот изъян из церковных правил, что же говорить об обыкновенных людях, у которых есть преступная тяга к малолетним. Причем любая попытка со стороны светских и церковных служителей бороться со Злом натыкается на железобетонную стену, замалчивается, игнорируется и вязнет в рутине общих рассуждений.
Да, фильм снят. Да, мы его посмотрели. А дальше что???
Насилие над детьми продолжается в самых разных формах. Проблема общечеловеческая. И вряд ли она будет решена в ближайшее столетие.
Если мы ВСЕ не осознаем и не возьмем на себя ответственность за наших детей.
С первых кадров было ясно что будет медленный, очень подробный, серьёзный, выдержанный в одной тональности разбор поднятой темы. Музыка подобрана фортепьянная, не давящая и не веселящая, так... сопровождающая. Много очень серьёзных людей практически в документальной манере рассказывают о том, как дело о педофилах пытались вытащить на свет и рассказать об этой проблеме миру. Не об одном-двух извращенцах, а именно о СИСТЕМЕ, их прикрывающей. Никаких триллерных намёков, никакой излишней мелодрамы. Всё чётко и ясно, только по делу. Иногда было ощущение, что я могу даже не смотреть на экран - так подробно всё обсуждали, читали вслух документы, объясняли взаимосвязи. Так что спокойно можно обозначить, что фильм - это говорящие головы. И, будь эта история выдуманная, я бы наверняка стопицццот раз уснула. Но тут уважение к проблеме - не позволяло. Ну, словно читаю статью в криминальной хронике. Фильмов похожих много, из последнего вспомнился "Информатор" корейский, где про аферу о стволовых клетках. То есть донести информацию, рассмотреть её очень подробно в виде кино. Но чтобы в фильме не все были похожи на роботов, которые нам констатируют факты, ввели эмоциональный персонаж, монологи которого, его надрыв и ярость ближе к финалу, само собой, и тронули сильнее всего. Как у него сердце болело, как он кричал, что нельзя терять ни минуты, а другие с холодной головой хотели выстрелить поточнее. Потом еще понравился момент, когда начальник признался, что он КРУПНО ОБЛАЖАЛСЯ, когда проигнорировал документы несколько лет назад. Признаться в таком - сложно, это требует огромной силы воли. Что ж, человек перестал с собой лукавить, это было мощно. Ну и списочек перед титрами. Да-с... Гробовая тишина от меня.
Еще хочу отметить момент, когда журналисты брали показания у пострадавших и параллельно показывали двух мужиков, которые признавались в сексуальном насилии над собой. А потом адвокат сказал, что мол, повезло, вот эти до сих пор живы. И подобранные типажи словно подчёркивают ту причину, почему до сих пор живы: один сильный и злой, второй почти морально готовый. Что же случается со слабыми и неустойчивыми, увы, страшно даже представить.
Однако, что же всё-таки предъявлю фильму в претензию. Хотя какая претензия... ну так, размышление. Фильм несправедливый и оставляет чувство несправедливости. То есть нам дали информацию - и жуйте. А что делать-то? Возмездия не дали, надежды не дали, мало-мальских ориентиров тоже не дали. Я человек не религиозный, но уверена, что фильм у многих что-то отобрал. Нет, это не прямое насилие, но сказать, что всё вокруг ложь - и при этом не дать ничего взамен - это как-то грустно. Сижу и думаю, что делать с полученной информацией. Понятно, что мы должны отвечать, не закрывать глаз, видеть, слышать, понимать. Но ведь речь здесь идет больше, чем о физическом преступлении. Здесь действительно отнимается вера, не в Бога, конечно, но... Сложный вопрос.
Вот не знаю, к плюсу или минусу отнести то, что фильм сухой, поданы лишь факты, практически без эмоциональной окраски. С одной стороны, если бы добавили эмоций, тогда бы происходящее било с большей силой, заставляя переживать весь этот кошмар вместе с детьми, надолго запомнить, что зло может быть даже в безобидном на первый взгляд человеке. С другой - понимаешь, что переживания зрителя не смогут помочь тем кто пережил подобное, и самое страшное, не смогут повлиять на то, чтобы такое не повторилось в будущем.
Смотря фильм, я не могла никак понять, как такое количество моральных уродов находится при церкви. Я понимаю, что в любом социуме есть неадекваты, но не в таких же масштабах. Проанализировав и сравнив запреты католических и православных священников поняла, что виновна католическая система церкви. Нефизиологично здоровым мужикам не иметь сексуальных контактов. Это противоестественно, когда здоровые мужчины живут обособленно, следуют прописанным законам и запретам, но через некоторое время их кроет, те кто морально устойчив, те и несут веру в массы, а те кто нет- становятся насильниками, прикрываясь верой.
Проблема есть, но её никто не решает. Нам рассказали, показали, разжевали - это конечно всё хорошо, но ничего же не изменилось, и вот это очень печально.
А ещё можно порадоваться, что в Америке есть свобода слова, только церковь то все равно сильнее.
Ещё хочу сказать по самому фильму, что если бы это были не реальные события, то смотреть было бы просто невозможно. Слишком много говорильни, слишком много действующих лиц и абсолютно ровное изложение фактов.
Проанализировав и сравнив запреты католических и православных священников поняла, что виновна католическая система церкви.
Чёрное духовенство и у нас даёт обет безбрачия, это те, кто живут в монастырях, делают постриг. Но да, процент уменьшается в сравнении, потому что белое духовенство у нас от такого обета освобождено. И правда, слава Богу!
Фильм несправедливый и оставляет чувство несправедливости.
Так и должно быть. Слишком велика и глубока проблема. Но он должен формировать такое негативное отношение. Или вообще "отношение". Здесь нельзя "быть толерантным".
taiklot написал(а):
не закрывать глаз, видеть, слышать, понимать
Как минимум. Речь ведь не только о церковнослужителях. Инстинкт размножения самый сильный у всего живого, поэтому замкнутые сообщества провоцируют и провоцируются...
Смотреть надо за детьми, разговаривать с ними, знать, что у них в голове и жизни.
Крокотуся написал(а):
и никакого решения
Почему? Кардинального - нет. Но хотя бы так, по зернышку, по крупинке, но что-то делать. Нынешний Папа борется и меняет насколько может, но слишком велико педофильское лобби в разных структурах и на всех уровнях.
Кстати, проблема действительно слишком сложная. Постоянно же вскрывают разветвленные сети "поставки и вовлечения детей", тех, кто имеет к ним доступ.
А ведь у этих взрослых людей есть свои семьи, дети, значит, дело не только в физической и психической изоляции от противоположного пола...
Смотреть надо за детьми, разговаривать с ними, знать, что у них в голове и жизни.
Как показано в фильме, то и это, увы, бывает не выход. Ведь многие родители - с ума сойти! - ЗНАЛИ о том, что происходит. Поразмыслив, решила, что авторы пытались одновременно покарябать, нарушить целостность, того налёта фанатизма, который не давал предотвратить многие преступления. Ведь смешно полагать - мне по крайней мере - что священнослужитель РАВНО Бог. А ведь многие не отказывали именно из-за этого. Это просто кошмар держать в голове подобную ересь. И взрослым людям-родителям, которые искали благосклонности, - и подавно! Ну, замкнутость общины и прочее - это ты верно подметила. И это тоже.
При просмотре фильма несколько раз с облегчением подумала, как хорошо, что народ у нас в церковь ходит не так массово) И развлечение это, скорее, для старшего поколения. Я каждый раз завожусь при размышление о том, как много и как ужасно церковь "портачила" все эти века. Не только церковь, религия вообще. К сожалению, никак не получается отсечь то добро, что она делает от того зла, что причиняет. И это еще цветочки, святая инквизиция работала жестче, да и сейчас уроды муфтии призывают к женскому обрезанию под предлогом сохранением нравственности.
Фильм мне был интересен тем, как увлеченно работали журналисты. Я работала в нескольких продажных газетенках, и скажу, что нам такое и не снилось. Поразил профессионализм, даже не смелость. А то, как быстро, уверенно они бегали, разговаривали, решали дела и в суде тоже. Конечно, думаю, в реале все было не так красиво, и наверняка было место сомнениям и трепыханиям. Но на экране получилось вполне пафосно. Мне почему-то этот фильм по стилистике напомнил старенькое кино со Мэттью Модайном "Вирус", о бригаде врачей, самозабвенно работающих на изучением вируса СПИДа. А сюжетно фильм близко соприкасается с корейским "Лишенные голоса". Только там давили именно на эмоции. Расследованием занимались практически "люди с улицы", малые и слабые перед прогнившей системой. Там все усложняло присутствие детей, жертв. Корейцы надавили на все точки, до каких могли дотянуться. Тут еще скромно. Понравилось, что герои почти не говорили о том, как это ужасно. У нас бы руками помахали, выпили, поорали, спустили бы пар, и на этом все кончилось. Помню, пару лет назад был скандал в Ватикане. 11 священников обвинили в педофилии. До сих пор эту фотку - распостертые тела в белых рясах перед алтарем, по-ка-я-ни-е. Фильм очень подробный и даже волнительный, хотя и я и подумывала перемотать в последней трети. У него есть один большой плюс, никого из журналистов не убили)) Все же между церковью и мафией еще есть разница)
Аа, забыла написать, что больше всех мне понравился этот худой активист-очкарик, который им документы в коробочке приносил. Такой убедительный актер, образ очень натуральный. Он вызвал у меня большое сочувствие сразу.
Аа, забыла написать, что больше всех мне понравился этот худой активист-очкарик
Точно. Порядком понатуральней, чем многие основные персонажи. Мне и адвокат понравился, к которому они, как на работу ходили, а потом в холле какой-то гостинице он им всё и сказал. Сначала казался таким жутко неприятным, а потом словно прям мелькнуло что-то. И стало за него тоже обидно.
Мне очень понравился момент, когда ему статью принесли в финале. Он, конечно, скрывал, но представляю, сколько это для него значило. То есть НЕ БЕСПОЛЕЗНО, его трепыхания в одиночку окупились, хотя он уже и не рассчитывал. Я бы разревелась. Но он вел себя сдержаннее, конечно.)
Сначала относительно "художественности" фильма - он ровный, сухой, сдержанный с, лишь ближе к финалу, прорывающимися эмоциями. Лично меня такая подача не напрягает, я люблю расследования, в каком бы виде они не подавались детективном или журналистском. Однако, если сравнивать с тем же корейским Информатором/Осведомителем (название у нас на форуме), то сабж выгодно отличается. Если в Информаторе подача была рывкообразная, пытались вроде как и на чувства надавить и при этом была сплошная говорильня, которую все отметили, и вызывало лишь скуку, то В центре внимания стилистически сухим преподнесением материала бьет наотмашь. Актуально расставлены акценты, нет бросаний из стороны в сторону. Хорошая работа команды: сценариста, режиссера, оператора, актеров. С тех пор как активно окунулась в дорамную Азию, в основном воспринимаю только азиатские и американские фильмы. Азия - нравится, Америка близка по менталитету, там как-то все родное. При этом русские фильмы совершенно не хочу и не могу смотреть. Похоже, это как макдаковский и прочий фаст-фуд к которому по неволе при жизни на бегу привыкаешь.
Относительно затронутой темы фильма. Можно сказать, что здесь нам просто предоставили "констатацию фактов". А мы должны принять к сведению и действовать, решить что-то для себя. Не закрывать глаза, не проходить мимо, даже когда другие начинают говорить: "А оно тебе надо?", "Забудь! Все равно ничего не изменишь". Все мы знаем "с миру по нитке - голому рубаха", "только объединившись мы сможем сдвинуть дело с мертвой точки", "только начиная с самого себя ты сможешь что-то изменить"... Именно так и есть.
Америка очень набожная страна, без Веры она не смогла бы выстоять, не смогла бы заселить белыми индейские территории, выстоять против голода, холода и воинственных диких противников. Но меня всегда пугала это их НЕ Вера, а Религия, Поклонение Церкви, как ипостаси Бога. До сих пор не смотря на различные демократизации Америка остается глубоко религиозной страной, где каждое воскресение вся семья идет в Церковь, где произносят молитву перед вкушением пищи, где свадьбы не обходятся без священников. Естественно подобное относится не только к Америке, но и к другим странам. Просто рассматривала место конкретного расследования. Иногда мне кажется благом для России, все что происходило в последние 100 лет и борьба с "опиумом для народа". Церковь меня пугает своей кабалой.
Еще касательно фильма - как грамотно скрывались факты, как умело надавливали на чувства героев: на патриотические, на местечковые, на гордость принадлежности (мы же Бостонцы, мы католики, а кто он? Приезжий, еврей. Он уедет, а тебе здесь жить. Мы гордимся нашей школой, разве возможно допустить чтобы пострадала ее репутация?!)) и на то, что одна паршивая овца не должна умалять добро сделанное всем стадом, принесенное пастве остальными. Круговая порука.
Фильм тяжелый. Бессилие, подавление громадностью масштабов и разрастания метастаз. И никакого правосудия. Наказание для кардинала, как пощечина обществу.
Мир меняют энтузиасты. Все в наших руках. Не пройти мимо, не опустить глаза, не стать безропотной единицей в послушной толпе...
У меня возникло ощущение, что нам предлагалось сочувствовать сложной работе журналистов. Возможно, идеей фильма было именно их случайное осознание того, что материал, который они раскапывают, дабы поразить читателя, может в первую очередь поразить их самих.
Показателен момент откровенной беседы двух коллег, когда она признается, что перестала ходить в церковь, а он - что перестал надеяться что когда-то пойдет в неё. Такой .. плохой момент на мой взгляд. Хочется усмехнуться и предложить им салфетки, дабы утереть слёзы. Разве это проблема? Ни для кого из них вера не была чем-то основополагающим или жизненно необходимым. А как быть с ДЕТЬМИ? Как быть с детьми из религиозных семей? Где в этом фильме дети? Я не о фактах, а об акценте внимания. "Мы накроем всю систему!" "Мы - то, мы - это!" Вы- что, простите? Эти постоянные разговоры о том, что нужно выйти в печать первыми. Да-да, мы поняли, профи. Такая работа. В каждой работе есть момент отвлечения на особые случаи. Есть моменты нерабочего поведения. Есть ситуации, не укладывающиеся ни во что.
Зрителя сделали частью общества, для которого журналисты готовили супер-новость. Но весь фильм наполнен каким-то честно говоря равнодушием и ПАССИВНОСТЬЮ. Единственное, что их ужаснуло, это мысль, что на месте жертв могли бы оказаться сами. Не спорю, но как-то все это криво. Человеку свойственно сочувствие, а не только переживание за свой зад. Фильм - как псевдо документальные восстановленные действия, произошедшие в реальности. Единственная вспышка эмоций португальца была сценой, на которую я рассчитывала. Я рассчитывала на неравнодушие в любом проявлении, на потерю контроля эмоций.
Просто есть то, что никогда не исправить. Есть то, что было, есть и будет. Воспринять фильм, как некую статью некой газеты в движущихся картинках - согласна, как фильм - нет. Потому не оцениваю, и мнения в общем-то не имею.
PS а как бы они рассуждали, если бы это был ИХ ребенок?! скрупулезно записывали детали, комментируя, что это НЕОБХОДИМО знать общественности. Проблема в том, что общественности НА... (начхать).
У меня был случай в школе, когда нужно было отстаивать и предъявлять претензию. По разговору со мной я четко осознала, что моя претензия не первая, что методы "работы" с такими вопросами отработаны до атвтоматизма, что фразы, озвученные мне в ответ, выверены до миллиметра и выучены наизусть. И неподготовленному человеку не то, что спорить, а вести диалог в таких ситуациях сложно. А что творили с родителями (благоговеющими перед саном) мне вообще трудно представить. Жертвам и их семьям сочувствую.
Пока не посмотрела фильм, не представляла масштабов этого беспредела, а самое печальное, что и закон весьма лояльно относится к насильникам над детьми. Всякие там сроки давности и т.п. Фильм где-то открыл глаза на ситуацию, а то живу как-будто в другом мире, и стало страшно, страшно, что сложно защитить ребенка от такого. И жутко возмущена от безнаказанности насильников. Тут я жестока, всем педофилам ставила бы клеймо на лбу, чтобы видать было издалека. Тема тяжелая, казалось вот-вот журналистское расследование зайдет в тупик. Если бы случай был единичным, травля бы развернулась вовсю, против одного человека просто объединиться. Совсем другое дело система, система - монстр. Любая попытка раздобыть информацию натыкается на глухую стену молчания. Страдания жертвы длятся всю жизнь, вспоминать о случившемся - заново переживать весь ужас, который безуспешно пытаешься забыть. В такой ситуации раскрыть истину становится невыполнимой миссией. Мне понравился эпизод с журналистом, который обнаружил насильников по соседству. Беда неожиданно оказалась совсем рядом. Он смог предотвратить непоправимое, он знал - и это спасло детей. Чтобы спасти, для начала нужно просто знать. И мне все равно, что информация дошла до людей потому, что новый главный редактор еврей, что он не местный. Если под его руководством газета озвучила проблему, честь ему и хвала. Так вот по капле, кто в одиночку, кто в команде, станет возможным изменить ситуацию.