Описание: В XVII веке два иезуита приезжают в закрытую для иноземцев Японию в поисках своего наставника. В стране восходящего солнца правит сёгунат Токугава, который запретил католицизм. Власти желают очистить государство от влияния чуждой религии и устраивают гонения на японских христиан. Монахи видят неисчислимые страдания, которым подвергаются их единоверцы. Между тем священники не оставляют попыток тайно проповедовать и сами сталкиваются со злобой и насилием. Пробираясь вглубь территории, герои драмы задаются вопросом о том, почему Бог молчит, в то время как его дети страдают.
Фильм длинный, мрачный, жесткий, сложный для восприятия и понимания.
А теперь "штришки к просмотру".
Любая религия претендует ответить на вопрос: "Что есть истина?". Христианство, как оно возникло и развивалось, считало, что способно дать людям надежду на избавление от страданий и лучшую жизнь в ином мире.
Первые проповедники, как и последующие, утверждали, что в согласии с учениками Христа все люди одинаковы, равны, все они заслуживают счастья, стоит только приобщиться к истинной вере. Учителя церкви говорили: "Идите на Запад, идите на Восток. Несите Истину!"
И они пошли. Фильм рассказывает о нелегкой попытке проникновения учения Христа в Японии середины 17 века. Как встретила их Япония? Сначала она их приняла, потом запретила, потом решила уничтожить: убивали всеми восточными способами, выжигали деревни, вытравливали христианские священные символы и стирали из голов людей любые крамольные мысли.
Так стоило ли идти или нет? Режиссер написал сценарий по роману классика японской литературы Сюсаку Эндо. Скорсезе думал в течение 30 лет над экранизацией, очевидно решая свои личные проблемы общения с Богом.
Структура фильма выстроена так, что очень трудно отличить позицию режиссера от общепринятых точек зрения на проблему утверждения христианства. Так в одном из эпизодов он говорит о фундаментальности тезиса, что любая религия должна быть правильна и удобна для тех, кто живет в данном регионе: "Япония никогда не примет новую религию, потому что нет почвы для ее жизни". Но весь ход истории Японии говорит о другом, что и спустя столетия христианское учение не исчезло.
Отдельные эпизоды фильма касаются отношений проповедников и Бога. Не поленилась, залезла в роман и приведу текст, который потряс и запомнился при просмотре фильма:
«Селенье сожгли, жителей разогнали, пояснил он. Мертвое молчание нависло над сушей, над морем, не слышно было ни звука, кроме глухого плеска волн, ударявших о борта лодки. «Господи! Почему Ты допустил это бесчинство? — прошептал священник. — Даже церковь, воздвигнутую во славу Твою, Ты оставил на поругание! Неужели, когда изгоняли этих несчастных, Ты безмолвно взирал на их муки и не подал им знака, дабы вдохнуть в них мужество? Почему? В чем причина Твоего молчания? Мы не так сильны духом, как Иов, которому ниспослано было испытание проказой. Иов — святой, а здешние христиане — всего только слабые, нищие бедняки-крестьяне. Их терпение небезгранично. Так не посылай же им страданий сверх всякой меры…» Священник молился, но море по-прежнему оставалось таким же бесстрастным, и мрак упорно хранил молчание. Слышался только однообразный глухой плеск весел. «Я, кажется, совсем пал духом…» — с дрожью подумал он. Он чувствовал, что силы его на исходе, он не вытерпит этой муки, если Божественное милосердие не придаст ему мужества. Внезапно плеск весел прекратился».
«Что чувствовал Он в ту ночь? Провидел ли Он безмолвие Бога? Родригес старался не думать об этом. Чтобы отогнать назойливые мысли, священник ожесточенно тряхнул головой. Он снова увидел море, накрытое серым туманом, где умирают Мокити и Итидзо, распятые на кресте… Море, где носит, словно обломок доски, изнемогшего Гаррпе… Море, где тонут один за другим соломенные человечки… Волны, волны — угрюмые волны без конца и без края; и над ними Господь, упорно хранящий молчание. «Элои! Элои! Ламма савахфани…». В девятом часу возопил Иисус на кресте, и голос его взлетел к сокрытым мглой небесам. Нет, это была не молитва. Только теперь священник постиг: то был вопль ужаса перед молчанием Бога».
Лучше и не скажешь.
Фильм о Вере, которая не может быть дана кем-то. Ее нельзя насадить жестокостью. В любом молчании таится скрытый смысл. Можно только попытаться постичь молчание Бога. И не всегда молчание - знак согласия.
"Да. Нет. Подожди..." -Таков бывает ответ Бога на молитвы верующих.. И вот в "Подожди" и заключается тягостное... Сколько ждать, чего ждать, почему ждать?..И успею ли дождаться? Мало кому под силу нести крест свой. Но от креста нельзя отказаться, как и от "Идите и научите..все народы...крестя их во имя Отца Сына и Святого Духа"... Делай что должен, а дальше будь что будет. Спасибо за отзыв. Поставлю на закачку.
Заметно, что для воплощения сложного материала проделана серьезная работа. И результат получился достойный. Снято отлично. По большей части, фильм следует книге, только концовка отличается, но это необходимо для четкости выводов.
Из-за невозможности сохранить форму повествования фильм неизбежно выглядит более поверхностным и легким; впрочем, зрителю и этого оказывается достаточно. В романе мы наблюдаем историю изнутри, читая письма падре Родригеса. И после погружения в грязно-серый мрак книги, в глубину пугающего безмолвия равнодушного моря, фильм не показался мне особо мрачным и тяжелым. Здесь на первом плане внешние проявления: действия, слова, эмоции персонажей. Акценты резче и ярче, ирония заметнее, и общая картина видна хорошо. Насыщенность цветом и светом значительно облегчает восприятие и снижает мрачное впечатление. И считывается явно анти-миссионерский характер произведения.
Это песнь не храбрости, а слепому фанатизму двух португальцев, считающих себя носителями единственно верной истины. Важным моментом является, что миссионеры знали, на что идут - знали, что едут в страну, где страшные гонения на христиан, но все равно горели желанием нести свою религию бедным японским крестьянам. Да, крестьяне - идеальный объект для насаждения религии. Их тяжелую жизнь облегчает наличие надежды на избавление от страданий. (интересна мысль, что новая вера, в любом случае, накладывается на культуру и воспитание, и они вполне могут смешивать образы Иисуса и Бога Солнца)
С этой точки зрения гг выглядит фанатиком, вызывающим неприятие своими высокомерием и эгоизмом. Падре Родригес так хотел пострадать за веру, пройти путем Иисуса, разделить чашу Его мучений... Видимо, надеясь, что именно ради него молчание Небес и моря нарушит громовой глас Бога. Он приехал пострадать... а в итоге больше страдают невинные японские крестьяне.
Понравилось, как углублен и расширен неоднозначный образ Китидзиро, местного Иуды, в прекрасном исполнении Кубодзуки Ёсукэ. Сохранены яркие образы японцев - переводчика и "злодея" Иноуэ. Тихо впечатываются в память слова Иноуэ: пусть японские острова - безжалостная трясина, что затягивает и высасывает иностранцев, наполняя иным содержанием, - но это их земля, их вера, подходящая им. Семена христианства гибнут в этом болоте. Им не прижиться на чуждой почве. Японцы знают мудрость природы: всему свое время и место под солнцем. Но люди вечно пытаются победить, подчинить, перехитрить природу, изменить заведенный веками порядок вещей, насилием насаждая свое видение... но итог всегда один.
спойлер!
Иронично, но закономерно: не количество пыток, не жестокость чиновников, а природа Японии побеждает. Потому что японское Солнце светит только для тех, кто полезен для страны. Поэтому, по крайней мере, внешне, люди обречены стать его последователями. А если внешние приличия соблюдены - никого не волнует, что человек хранит глубоко внутри. (и возможно, истинную Любовь к миру и к Богу, Родригес сполна ощутил, только отказавшись от своей религии)
Фильм мне понравился, хоть и долгий. Многие сцены нарочито затянуты, детализированы, словно в режиме реального времени. Но что бы проникнуться сутью иногда надо постоять и посмотреть на событие в целом, а не на броские моменты из него. Японцы, конечно, здесь не однобокое зло. История показана больше со стороны именно их правды, и неудивительно, учитывая, по чьему роману снято. Со стороны японских реакционеров звучат мудрость, спокойствие и вполне логичные доводы для всех, кто напряг хоть одну извилину. Со стороны пришедших иезуитов много фанатизма, непонимания обоснованных доводов и словно оторванность от бренной земли. Это, как мне кажется, очень бесило автора. Степенные диалоги, без ярости и с усталым спокойствием от японского "инквизитора", намного выигрышнее смотрятся на фоне путь и пафосных, но каких-то абсолютно абстрактных убеждений священника. Любопытно, был ли крестик в финале романа? Задала я себе вопрос с кривой улыбкой, когда смотрела фильм. Думаю, нет. Но если абстрактно - на самом деле это невыносимо трудно - поддерживать веру. И название очень грамотное у фильма. Но, как мне кажется, именно в том-то и есть вера, отличающаяся от религиозности, которая всё ждёт гласа свыше, то есть чуда. Так почему молчание? Ведь по сути Бог, во всех его ипостасях, уже всё сказал задолго до этого. И дело не в том, услышишь или нет, а в том - услышал ли уже или нет.