Я опускаю актерскую игру, атмосферу и картинку – все это на привычном для режиссера уровне. Так что по истории и прочему.
Давайте по порядку. Открывающая сцена рукоблудия в ванной – очень важна для сюжета. Без нее вообще никак. Зритель ведь просто не поймет одиночества героини без этого. Моет главная героиня полы на пару с афроамериканкой, а в одном из помещений располагается бассейн с морским гадом. И однажды их взгляды пересекаются. Как тут могла не возникнуть любовь? Они ведь созданы друг для друга. Немая рыба и немая девушка. Одна занимается рукоблудием в ванной, а чем занимается у себя в мутной воде рыба, я и думать не хочу.
Ходит в закрытую часть лаборатории убираться, а ведет себя как дома. Но никто не наблюдает, ведь куда важнее поставить камеру в курилке обслуживающего персонала, чем в самой важной комнате. Но в курилке-то камеру и отвернуть можно. Наплевать охране, что это военный объект, а учитывая, как уборщица вынесла своего любимого, так через курилку и бомбу протащить можно. Кормит она жаброкрылого яйцами, от которых он вполне может и ласты склеить (может он вообще другим питается).
Надоело. Лучше тезисно.
1.Что-то для 60-х белые люди подозрительно учтивы с афроамериканцами. Никто даже слово на «Н» ни разу не сказал. И сцена в кафе со словами «заведение же почти пустое» обескураживает.
2.Отношение в обществе к геям в те же 60-е было не сильно лучше.
3.Персонаж Шеннона не нацист, а просто садист. Избивает он эту рыбу просто так, удовольствия ради. Даже за жемчугом нырять не просит. А отношение с его стороны к остальным – скорее аллегория на систему и ее притеснение меньшинств.
4.А мне вот котика жалко. Мне, но не персонажам. Глобальный «защитник» животных, видимо, промолчал по той причине, что животному отгрызла голову рыба.
5.Коммунисты – они такие коммунисты. Водка, танцы, товарисч…
6.Агент Союза странный какой-то. Рыбу убивать преступно, а всех остальных очень даже можно.
7.Из всего этого цирка самым «нормальным» выглядит именно злодей. Да, он жесток. Но занят выполнением своих обязанностей. А то, что руководство позволяет ему порочное для эксперимента отношение к рыбе – вопросы к руководству. Но момент с отрыванием пальцев был эффектен!
Итог: Дель Торо отчаялся. Это было ясно уже по первому трейлеру, но вся глубина отчаяния открылась только при просмотре фильма. И отчаяние понятно. Режиссеру постоянно суют палки в колеса или просто кидают. В определенный момент он решил, что или сейчас, или никогда. Снял фильм-ковчег, в который посадил меньшинства, предрассудки, злую систему, добавил обнаженки и зашел на один шаг дальше остальных – оформил ковчег цветами межвидовой любви. Академия не была бы собой, если бы не дала Оскар, который режиссер рассматривал как единственную надежду на милость со стороны кинематографического сообщества в будущем. Сработало, конечно, но на отдачу таких ли масштабов надеялся мексиканец?
P.S. Идея межвидовых спариваний мне чужда, так что блистательное техническое исполнение не изменит общей оценки – куча фекальных масс. А ведь есть еще столько вещей в этом мире. Лошади, камни, дома, пчелы, морские гребешки. Они ведь тоже могут любить друг друга. И почему в конце нам не показали морской дворец?