Засмотрел...
Не знаю, что сказать, хотя сказать хочется много чего.
Начну, пожалуй, с положительного для меня.
Фильм состоит как бы из трёх сюжетных линий: одна - это суша, там время идёт 1 неделю, вторая - это море, там время действия идёт 1 день, и третья - небо, здесь действие происходит в течение одного часа.
Эти три линии, естественно, поддерживаются только для них отведёнными персонажами, которые борются за жизнь и сражаются с противником. В итоге всё сходится в одной точке, линии переплетаются в последнем сражении, они начинают сменять друг друга через каждые пять минут... минуту... секунду...
И вот мы все здесь, в одной точке спасения или поражения. Каждый дойдёт до неё своим путём, и походу мы, как зрители будем видеть одних героев глазами других - и тогда главное не запутаться в условных флешбеках.
В общем, это любопытная и сложносочинённая конструкция.
За сушу отвечает попавший в окружение молодой солдат с его молчаливым другом, он хочет домой и ждёт лодки.
За море отвечает пожилой владелец яхты и двое юношей, которые идут на выручку своей английской армии к французскому берегу.
За воздух - пара лётчиков-товарищей, которые пытаются оборонять небо над проливом.
А вот дальше у меня сплошное уныние от увиденного.
итак. Сложносочинённая конструкция превратилась словно в самоцель. Сделайте мне красиво. Про красиво мне всё понятно, но история получилась красиво-холодная, до обморожения. Любуешься гранями, ну а внутри там чёта происходит.
Наверное, всё-таки не совру, если скажу, что персонажи были далеки от зрителя настолько, насколько это возможно. То есть они что-то делают, спасаются, спасают, погибают, говорят пафосные речи, а у меня не проходит ощущение - кто все эти люди и чем они мне могут быть дороги. Они - часть истории, но совершенно её не иллюстрируют, они просто в ней движутся, но не ведут её. Возможно, автор сделал это специально, настроив зрителя на масштабность всего мероприятия и спасения, где уж тут подробно разъяснять про человечков... Но так как без человечков никак ваще, то ладно, вот они, пусть будут. В итоге драчки здесь были как-то значительнее людей.
Конечно, не я уж тут америку открою, что чем дальше люди от этой войны, тем больше в голове каких-то прочитанных/подсмотренных шаблонов, фраз и схем а-ля "как должен был вести себя человек на войне". В итоге - выхолощенность характеров просто превысила все дозволенные планки.
Иногда диалоги вводили в состояние рукалицо и сложно было избавиться уже от пятна на лбу от ударов.
Ситуация.
Маленькая лодка тонет, кого-то надо выкинуть за борт. Двое друзей защищают себя и своё право остаться. Кто-то настаивает и приводит аргументы. А потом посыпалось:
- Помни: или ты или тебя! Это и есть выживание!
- но это же нечестно!
- Это война! Война пахнет дерьмом!
- Точно дерьмо бурлит в наших животах, которые хотят жить.
- Но как мне жить после такого?
РИАЛИ?! Вот так говорят обозлённые мужики, когда борются за жизнь на тонущем корабле?! Серьёзно?
Нет, я не постесняюсь и приведу в пример недавно вычитанный диалог у А. Новикова-Прибоя, который сам был свидетелем много чего.
И вот два офицера собираются покидать тонущий крейсер, снимают рубашки:
- Ваше благородие, куда лучше прыгать? В ту сторону, куда корабль валится, или в противоположную?
- Голубчик, сам не знаю, первый раз в жизни приходится. Сейчас испытаем, - ответил тот и бросился в воду с левого борта.
Так вот в этот благородный диалог перед лицом смерти мне верится больше, чесслово. Даже не потому что все должны быть вежливы и обходительны перед лицом смерти, а потому что в этом чувствуется атмосфера, время и люди.
А не просто набор пафосных фраз.
Один момент мне всё же понравился, пожалуй.
Когда подобранный после бомбёжки моряк подрался с парнями на яхте, паникуя и сопротивляясь, что они снова плывут к военным берегам, и ранил одного. А потом справлялся о его самочувствии.
Момент взросления, осознания и настоящего понимания ситуации у второго парня показан очень чётко. Нет лишних слов. Просто взгляд и утвердительно-успокаивающий ответ, когда, наверное, хочется убить обидчика. Но понимание последствий войны, приятие не только своего гнева, но и чужой боли - вот этот момент был классный.
В итоге - все чего-то сделали, стали героями. Целуются и любят друг друга. Ну, может и не все. Но кто считает статистов. Хотя с лётчиком всё же неплохо получилось, как-то хоть тронуло меня.
Так как не за кого и не болелось особо - то и катарсис - тоже мимо меня. Пусть бы даже и всё там у них неплохо закончилось, даже лучше, чем рассчитывал Черчилль. Повезло ему.
А так... увы и ах. Кино пустое, картиночное. Но событие, которое имело место быть во время Второй Мировой - ясно-понятно - осветили авторы, припорошили изрядной долей пафосных речей и увлажнившихся от любви к самим себе взглядов.
И под конец заполировали практически молитвенной фразой: старый свет как-нить продержится, защитит свой остров и будет уповать на помощь света нового. Аминь.