На мой взгляд, это лучший полнометражный фильм Быкова. Из этого совсем не следует, что фильм мне понравился, но соотношение достоинств и недостатков в данной картине может дать фору всем ранним работам режиссера. Тут даже сюжетные повороты есть. Экшн снят на весьма достойном уровне. Быков может выдать качественную, хорошую картинку (большой привет Вильневу) и атмосферу, если в его проект всыпать денег.
Но, пожалуй, главное, что отличает новую работу Быкова от предыдущих – неоднозначные персонажи. Мир в рамках «Завода» больше не черно белый, лишенный оттенков. Лишь поначалу зрителю выдают стандартную диспозицию выглядывающих из зловонных стоков низов и надменно поглядывающих на них с золотого Олимпа верхов. Глава службы охраны Олигарха, например, был куда ярче, интереснее и может даже ближе, в рамках данной картины к моему зрительскому восприятию. Охрана решала свою четко поставленную задачу. Сотрудники СОБРа, по мере возможности и дозволения начальства, были готовы решить свою задачу. Ни у кого из них вампирских клыков нет, и крови младенцев никто не хочет. Работа и не более. А вот с работниками завода все куда печальнее.
Можно долго говорить, что они идиоты еще те, да еще и преступниками стали, а за то, что смогли после этого инцидента спокойно вернуться домой должны еще и спасибо сказать. Но главный идиот фильма, тот, кто перетянул одеяло на себя, заставив других идиотов шевелиться перед угрозой обморожения в процессе попытки просмотра сладких снов. Опытный военный, не способный руководить, не способный организовать охрану помещения, не способный додуматься о подготовки запасного плана. Способный лишь прогадить ситуацию просто потому, что на деле ничуть не лучше ненавистного Олигарха по части общечеловеческих качеств.
Быков, одновременно с качественной картинкой, в очередной раз показал свою драматургическую сырость. Дешевые и нелепые диалоги, лениво сыгранные актерами нормальными и откровенно проваленные всеми остальными. Для молодняка, похоже, за-за-заиканннние – это новая фишка в актерском искусстве. Причинно-следственная связь где-то в процессе, по обыкновению, вышла покурить и не вернулась, пропустив на ровном месте снизошедшую на зрителя массовую потасовку под дождем. Последние же минут шесть-семь цинично задушены режиссером собственноручно.
Тем не менее, концентрация идиотов, разведена до приемлемого уровня, а ветер осуждений и лютой правды порой веет в совсем непривычную для картин Быкова сторону. Это кино про лютую зависть. Про глупость и жажду наживы. Про то, что и для низов справедливость тоже измеряется в деньгах. Только в тех количествах, которых они никогда не видели.
Возможно, до следующей истерики с последующим очередным уходом из кинематографа зритель увидит еще и «Сторожа», а дальше можно будет преспокойно ждать следующих работ автора: «Врач», «Солдат», «Агроном», «Препод», «Трубочист», и, конечно же, незаслуженно забытые «Алкоголик», «Мошенник» и «Идиот».