Понравился мне фильм. В целом. Что касается выбранной темы, то реакция запада (точнее, британской прессы) была не просто говорящей, но кричащей… Дескать, что эти рашнс о себе возомнили? Выкатили не очередную концентрированную фестивальную чернуху вроде «Левиафана» про дно дна морали и бытия российского, а крепкий современный боевик о том, как российские военные сделали то, что сделали в действительности, пусть и не без художественных прикрас. И ладно еще, что сербы вдруг жертвами войны стали, но НАТО-то за что? Как у рашнс хватило цинизма, без каких бы то ни было доказательств обличать в художественную форму априори лживое утверждение о том, что падающие на больницы НАТОвские бомбы с обедненным ураном не лечат пациентов и не увеличивают рождаемость, а в местах падения тех же бомб не расцветают в мгновение ока пышные сады?
Торговля людьми, органами, жестокие расправы, в последние годы даже на западе надоело об этом молчать. И хорошо, что это упомянули, но не стали делать акцент. Что, совсем не значит, будто фильм для всех. По кровавости Рубеж где-то на уровне «Операции в красном море», пусть и с меньшим размахом. А еще с последним китайским военным блокбастером фильм Волгина роднит то, что это куда больше боевик, нежели военная драма. А в данном случае, лично мне, хотелось увидеть именно последнее. Пускай рейтинг стал бы еще жестче, но это все-таки драматическая история трагедии народа.
Визуальная составляющая прекрасна. Операторская работа, картинка, а уж когда начинаются пострелушки, так и вовсе можно подумать, что это и не наши снимали, настолько все отлично. Отрезок в аэропорту с боевыми действиями оставил крайне положительное впечатление (оторванные конечности и кишки для небеременных в комплекте)! И с Слоу-мо не переборщили (привет Т-34!), и камера не истерит как припадочная, и монтаж не бесит. Но что с остальной частью фильма?
Когда на экране не стреляют, на экране говорят, ну, либо молчат. Говорят персонажи, стараниями актеров. Режиссер сильно увлекся картинкой, поэтому с актерами никто не работал, и каждый лицедей играл своего героя так, как представляется лично ему. Да и с умением не у всех одинакого. Явно лишним на этом празднике был Куценко, воплотивший на экране образ Юнус-Бека Евкурова. Спасибо, конечно, что без Петрова в этот раз, но даже без него сложилось впечатление, что сербские актеры играли лучше наших. Главгад – отличный! Полицейские, один из которых Бикович тоже молодцы! Гойко Митичу остро не хватало перьев на голове, но и он прекрасен! Из всей картины выпадал Куценко. Он всегда играет одинаково и его стандартный персонаж сюда совсем не подошел. Да и сам актер не подошел.
Несколько смутила тональность повествования. Слишком перебрали с братскими народами и настоящими сербами. Не то, что плохо, но перебрали. Слишком в лоб демонстрировали черноту с той стороны. Понятное дело, что бандиты вполне могли быть на наркоте в момент битвы, но занюхивающий горку вещества с наручных часов посреди поля боя выглядит так, будто эту сценку писал школьник. Тупые, лишние, а иногда и то, и другое сразу сцены – в наличии. Хронометраж обязывает, все же два с половиной часа.
Фильм мог иметь и больший коммерческий успех, если бы авторы пригласили вместо Куценко Машкова, а в рекламную компанию вложились на уровне Т-34. Вообще, давно уже пора нашим киноделам вылезать из панциря самоедства и чернухи. Вспомнить о том, что мир большой, на дворе 21 век, а тем для кино значительно больше, чем им кажется. В чем-то брать пример с запада, где каждое второе полу-событие – повод для художественного фильма. Не забывая при этом, что кино, прежде всего для зрителя, а не напыщенных фестивальных шишек … должно быть… хотелось бы… наверное…
Балканский рубеж – как фирменный праздничный торт. Красивый, эффектный… Ровный со всех сторон, из-за неопытного кондитера то тут, то там теряет форму, содержимое вываливается, прорывая оболочку, а интенсивность вкуса некоторых компонентов могла быть и поменьше. Спустя два с половиной часа это все тот же красивый торт… кажется.
P.S. В тело фильма ловко встроены кадры документальной хроники, которые российский зритель еще помнит по новостным выпускам. Искренне жаль, что в Югославии в это же время люди переживали все это и куда более страшные вещи совсем не по ТВ.