Открыл Быков малахитовую шкатулку, а там малахит!
В тексте присутствуют спойлеры
В этот раз Юрий замещает Шведова на посту главного героя. Сторож охраняет закрытый санаторий, в котором и живет, ведь до дома пилить и пилить на собаках день и ночь, судя по морозным пейзажам. А тут и кипятильник есть. Живет царь не один, а с собакой своей, которую поутру никак не докликался, да побежал искать по полям, да по лугам, пока не нашел задеревеневшую тушку подвешенной на дереве. Там же и похоронил, даже не схватив воспаление легких, копая яму на морозе. Но это ж сказка, дети!
Так на другой день грустно стало без друга мохнатого, что и удавиться решил на дереве у врат царства своего холодного и дремучего. Вдруг откуда ни возьмись черный колобок марки Land Rover ворота кааак снесет, да тестом в колею, а из него начинка женского пола плавно стекает в направлении снежной глади с бутылкой в обнимку. Вешаться царю на время расхотелось, и попятился он в сторону красавицы с арматурой и добрым намерением поговорить. Увидала та мужика крепкого с прутом в руке, да давай от него удирать. Он за ней, арматурой машет, успокоить пытается, ласково так.
Несколько часов, перевернутых столов, разбитых окон и тарелок спустя воротилась красавица из царства ликероводочных рек в царство живых, да начала пальцы гнуть на законные требования сторожа о возмещении ущерба. Очами сверкала, да в лягушку превратить грозилась. Оставила с пальца кольцо девичье, да спешно удалилась в неловко оставленную у дороги разбитую в кашу тыкву. Почувствовал царь себя свиньей последней, да вернул кольцо, ибо диссонанс у него в башке! В этот момент на горизонте показался леший! Мужем бухающей девицы представился, да перетереть возжелал с местным царем. Сказка заканчивается через минуту после сцены, в которой леший согревает замерзшие пальцы ног кипятком из кружки, а ожог первой степени не получает, сказка ведь.
В общем, сторож просит десять тысяч за порчу имущества. Мужчина предлагает ему десять и еще по пять тысяч за каждый день, пока они будут здесь прятаться. Сторож берет десять тысяч и говорит, что остальное – лишнее. Ну, доброй души человек. Мог бы вообще ничего не брать, ведь вешаться собирался. Забыл сказать, что если бы сказка продолжалась, то зритель имел бы возможность наблюдать деградацию царя до уровня Вани-дурачка. В реальности же дурак – не самое глубокое дно, на которое опустился персонаж Быкова.
Гости будут ругаться, шуметь, сторож будет терпеть это все по ночам (а нечего было селить гостей в соседний номер). Мадам будет периодически захаживать к сторожу с бутылочкой красного, своими проблемами и предложениями «посочувствовать». От последнего главный герой будет до поры до времени отказываться. Ночью к сторожу приходят гости с намерением сжечь его заживо, после чего зритель понимает, что сторож сильно провинился и вовсе не сторож он ни какой.
Дама бухает, бухает, приходит к сторожу в комнату, как по команде рассказывает после глубокого вздоха и молчаливого взгляда в окно свою грустную историю. Тут-то сторож в первый, но не в последний раз «сочувствует» ей. Утром приедет мутный тип, увидит погнутые ворота и поговорит со сторожем. На уверения последнего, что никого нет, просит передать ранее прибывшему, что скоро приедет поговорить наедине. В этот момент появилась мысль о том, что у мужика крайне напряженный и плотный график, если каждого владельца косой изгороди он просит «передать Стасу», что скоро заедет. К сторожу он все же заедет, но уже с проститутками и непосредственным начальником сторожа.
На этом месте стоит остановиться и сказать, что это очередной фильм Быкова про дебилов и мерзавцев. Только самый разумный и адекватный в этом паноптикуме почему-то бандит в исполнении Абашина. Так-то у них одна коробка маразма на всех, но ее содержимое жадно делят между собой персонажи сторожа и пьяной дуры, у которой настроение и поведение меняется от бутылки к бутылке. Этим же вирусом заражается сторож, видимо, после одного из актов «сочувствия». Кстати, валяться зимой после акта «сочувствия» голышом на холодном полу в комнате с деревянной оконной рамой без утеплителя – это, наверное, особое удовольствие.
У Быкова опять все тупо и банально, просто в других фильмах он старательно замазывал все это чернухой и играл на неприязни части зрителей к моделям общественных формаций. Любимое быковское «все плохо» на этот раз где-то на заднем плане. Там же осталась «концентрированная злободневность». Зрителю просто не в кого тыкать пальцами. Даже из сторожа режиссер пытается сделать из него не убийцу, но раскаивающегося. Правда, мразь он еще та, так что попытка тщетная. Я только не понял, лучший хирург в области с десятилетним стажем и амбициями запил на почве безысходности?! У Быкова чернуха, даже когда она не в фокусе, какая-то парадоксально алогичная.
В «Стороже» нет дураков и зажравшихся «верхов», беспредельщиков и угнетаемой черни. Зато есть любимый прием режиссера, когда перед героями встает выбор между сделкой с совестью и смертью. И исполнен он, в очередной раз крайне пресно. Когда зрителю плевать на героев, переживать за их судьбу он и не станет. Конфликты рождает детская наивность, поступки находятся в прямой зависимости от действий генератора случайных чисел. А ведь в кадре взрослые люди. Ладно, жена бандита постоянно пьет, так в минуты трезвости ее тупость переходит на новый уровень. Муж до последнего момента старается вести себя адекватно. А потом режиссер показывает класс и поджигает домик со зверушками, из последних сил сохранявший остатки здравого смысла, наблюдая за тем, как зритель уже даже не фейспалмит, а бьется головой о стол. Автор пытается задействовать саундтрек, с которым не всегда угадывает, предлагает проникнуться бесконечной тяжестью «внутреннего груза» всех этих людей, но зритель ощущает лишь безразличную пустоту.
Это очередной отечественный фильм, в котором сюжет движется под действием силы тупости. Это очередной фильм Быкова, в котором персонажи не достойны сострадания. Это очередной фильм, финал которого продиктован исключительно вынужденной необходимостью хоть как-то все это закончить.