МакКарти, Добкин, МакКей, Фарелли, теперь еще Филлипс. Режиссеры, до этого прочно обосновавшиеся на поле комедийного жанра, начали переходить к съемкам серьезного драматического кино, причем делать это достаточно удачно.
Не ожидал я, что фильм заработает под миллиард, но это случилось. Сейчас уже очевидно, что слишком много звезд сошлось на небосводе и слишком много событий пересеклось на пути этой картины. Безусловно, это часть вселенной DC, как бы ни старались и как бы ни лукавили создатели на этот счет, отрицая простые истины. Это вполне могла быть история про обычного человека из любого города мира, а слово «Joker» имеет вполне себе определенное значение и без какого-либо дополнительного контекста. Но события разворачиваются в Готэме, одно из действующих лиц – Томас Уэйн, а ближе к концу зритель обязательно увидит мальчика, стоящего в закоулке посреди кровавого полотна. Любители комиксов, да и просто знакомые с вселенной не могли пройти мимо картины, а подогревал их интерес разнородный пиар.
Лестные отзывы об актерской игре Феникса еще на стадии продакшна, требования запретить картину к прокату от недовольных граждан, канитель с прокатом и дресс кодом, упоминания в речах о фильме фамилии Скорсезе, слова самого Скорсезе и Копполы, пусть и адресованные несколько в иную сторону и по другому поводу… Все это звучало громко и обсуждалось горячо. Но в некотором роде, это действительно не часть вселенной комиксов. Эта история – неформат в контексте всех существующих и потенциальных вселенных. Подобно тому, как нолановскому «Темному рыцарю» не суждено было увидеть в небе развивающийся на ветру алый плащ Человека из стали, так и Джокеру Тодда Филлипса не суждено встретить Бэтмена. Временные рамки, возраст Артура Флека, да и не только это. Созданный режиссером мир слишком «реален» для мужика в черном и маске летучей мыши. DC изначально заявили в качестве одного из своих главных конкурентных преимуществ – атмосферу и мрачность, что далеко не всегда давалось реализовать в полной мере. Но «Джокер» Филлипса не просто мрачен, он серьезен. Серьезен в той степени, в которой для «вселенной» в широком плане это просто непозволительно. Филлипсовский Джокер – не преступный гений, строящий хитроумные планы, не вождь осколков криминального мира, не манипулятор, но забитый и покалеченный жизнью и обстоятельствами, в этих самых обстоятельствах вспыхнувший на мгновение ярким светом Феникс, съеденный своим же пламенем.
Как и следовало из материалов, Джокер – бенефис Флека и бенефис Феникса. Все остальные лишь предметы интерьера, гости, случайные прохожие на пути повествования. Но такие ли случайные? В этом месте нужно сказать, что Филлипс не просто справился с режиссурой, но сотворил отличное драматическое произведение. В нем просто нет лишних элементов. Даже в молчаливых сценах сказано порой больше, чем в некоторых фильмах целиком. Все лица сыграли свою роль, все события с этими лицами, а также сцены одиноких размышлений, рыданий и паники главного персонажа стали булыжниками в основании той дороги, по которой Флек преодолел путь от артиста-неудачника до танцующего Джокера. Дороги, на которой за спиной человека в красном пиджаке есть только разрушение и хаос, и которая заканчивается у обрыва, где следующий шаг можно сделать только в пустоту.
Создатели не упивались красотой кадров, не заморачивались с ракурсами, а про саундтрек можно сказать лишь то, что он был. Тем не менее, сила фильма и в этой простоте тоже. Сцены хороши просто потому, что несут смысловую нагрузку, следуют в строгом соответствии с замыслом и логикой истории. И эта история, безусловно, о неравенстве. Тот самый главный злодей, которого не надо рисовать за многие миллионы в виде пришельца с другой планеты. Этот злодей фундаментален, беспощаден и вечен. Злодей, по воле которого одни валяются на дне, а другие вообще не замечают никого, кроме себе равных. По воле которого одни вынуждено наблюдают за ускользающим лучом света, теряя себя в абсолютной тьме, когда как других тьма посещает в постелях особняков, послушно ложась на глаза с кружевной черной повязкой. Но тьма эта одна для всех и именно из нее вылез монстр. Слишком долго Артур Флек в ней находился, слишком много узнал и слишком нездоров был для того, чтобы остаться чистым.
Феникс отличный актер, который прекрасно использует свои сильные стороны. Если Джокера Леджера невольно сравнивали с персонажем Николсона, то Джокер Хоакина вообще не для сравнений, потому что его и сравнивать не с чем. Он как апельсин в корзине с помидорами – не отсюда. Картина Филлипса – это драма не человека, а общества, которое пожирает само себя настолько неспешно, что успевающие заростать шрамы, наслаиваясь друг на друга, делают все тело только уродливее. Художественный стиль режиссера, как острые подгнившие зубы беспощадно грызет плоть повествования с ханекевскими цинизмом и жестокостью, лишенными безмолвности и сухости германца, доведенными до уровня голливудского минимализма.
Вспоминая размышления Скорсезе о том, считает ли он фильмы по комиксам искусством или нет, хочется отметить, что пусть история Филлипса и вписалась в декорации Готэма крайне органично, это все же не комикс, а психологическая драма, которая могла бы чувствовать себя в рамках уникального сеттинга ничуть не хуже. И да, Джокер – это кино! Большое кино!