Хороший фильм. Прям вот... ну хороший. Не без клюквы и не без моих личных фи, но такое кино надо уметь снимать, конечно. Режиссёр явно смотрит на всё несколько иначе. И одновременно талантлив настолько, что все эти инаковости понятны широкому кругу зрителей.
Безусловно, фильм - это сатира. Поэтому здесь всё многое условно и зачастую - ну уж пардон - прямо в лоб. Надо ж понимать, что вот это - высмеивается, что вот это плохо, а вот это - хорошо. Иначе какой прок в сатире, если мы так ничего и не поймём, над чем же там автор глумится.
Дело осложняется и немного смягчается тем, что происходящее подано с точки зрения 10-него пацана, который нацистский фанатик. Ну, его таким взрастили, ему надули в уши всякой пропагандисткой ахинеи, которая даже с его возрастом ещё не имеет ничего общего. Отсюда идея возникновения более взрослого и умного воображаемого друга - Гитлера. Гитлер крут настолько, насколько его может представить себе мальчик, со всеми дурацкими атрибутами крутости и якобы умными мыслями.
Конечно Гитлер - это однозначное отражение той вбитой в голову ереси, что насаждалась мальчику окружением. Отсюда столько высокопарных фраз, взрослых высказываний и лозунгов о нетерпимости в минуты ярости Адольфа. Но всё это - словно сворованные клише, которых сам мальчик даже не до конца понимает. Эти зёрна упали, но растут они не в той почве. И ничего удивительного, что воображаемый друг становится всё более агрессивным, все менее понятным мальчику, перестаёт быть удобным и приятным, а в итоге окончательно отторгается, как совершенно чуждое.
Мне понравилось то, что общество - это ещё не самое главное, что влияет на личность. Мать мальчика придерживается других взглядов, она против войны, она состоит в организации сопротивления. Она боится за сына, за то, каким его хотят вырастить, любит его, принимает таким, какой он, не давит, но...мягко, любя, всё-таки шаг за шагом показывает, что мир - это не совсем то, что представляет себе её сын. Самое сильное, это не динамит, а любовь.
Их разговоры на прогулках - они чудесны, хоть и просты.
Однако именно в одной из таких прогулок прозвучала для меня одна из самых сильных фраз фильма, когда они увидели повешенных на площади борцов из армии сопротивления.
- Мама, что они сделали?
- Они сделали всё, что смогли.
Вы знаете, вот здесь мне даже хотелось поставить на паузу и ещё раз повторить эту фразу про себя. Просто вслушаться в неё и прочувствовать.
А тут оказывается, что в доме мама скрывает девушку еврейку.
Мальчик её находит и начинается их долгий путь от ненависти до приятия и любви. Это грустно и забавно, это страшно,потому что мальчик настолько предубеждён, что евреи для него - это упыри, спящие в пещерах, рогатые демоны,которые пьют кровь младенцев. Вспомнился, кстати, недавно прочитанный роман У. Эко "Пражское кладбище", вот там как раз об этом еврейском вопросе и "Протоколах..." собрания евреев для захвата мира. Насколько в головах у многих людей - каша, как же легко сфабриковать и насадить в умы полную белиберду, если она будет кому-то выгодна и если надо найти общего врага, которого надо совместно ненавидеть. Абсолютно актуально и в наши дни, хочу заметить.
Но в итоге выходит, что никто не пьёт кровь, никто не ест детей, никто не управляем дьяволом. А рога у девушки... "ещё не выросли", как отшучивается она.
Так кто же в итоге враг?
Через ломку себя, стереотипов, через возмужание и взросление мальчика, как личности, зрителю рассказывают историю о самоопределении и о способности противостоять навязанным чужим убийственным мыслям.
И путь этот будет труден. Наверное, надо что-то потерять, чтобы обрести. Хотя я не желаю подобных уроков никому, никогда, ни при каких обстоятельствах.
Сцена с синей бабочкой, за которой пошёл мальчик, в последней трети фильма, конечно, заюзана уж до невозможности, но последующая сцена с туфлями... О,чёрт!!! У меня аж сердце дрогнуло.
Блин, и ведь не то, что бы прям новаторская идея. Но как же такое людям в голову приходит!??? Вот такие вот художественные приёмы, чтобы - раааз! - и разорвать сердце!
Конечно, завязывать шнурочек ребёнок бы в такой ситуации не стал - но как это всё грамотно было сделано, как отозвалось в душе, накрыло... просто невозможно трогательно.
Кстати, о туфлях и иже с ними. мне очень понравилось, что весь мир вокруг был такой слегка искажённый восприятием мальчика, который ещё не может понять всех деталей в полной мере, а потому они предстают в некой понятной ему форме.
Например ССовцы,которые пришли обыскивать дом. Длинные, чёрные и тощие, с вытянутыми белыми лицами. вот, ну правда, напяль на них форму, присовокупи все атрибуты - и то не так был бы понятен ужас и восприятие от лица мальчика этих людей - одинаковых, длинных и чёрных.
Или форма для финального сражения от его наставника,лейтенанта в отставке, вынужденного воспитывать теперь будущих воинов-детей, а потом уж и совсем калек. Как это всё по-дурацки и как фантасмагорично смотрелось. Эти образы, выстроенные в голове у мальчишки,дурацкие плащи и каски с перьями, для "аэродинамики".
Кстати, об офицере этом. Один из тех персонажей, который ну вот прям понравился. Сначала его списали из действующей армии, заставив заниматься с детьми, потом ещё понизили. И если сначала он казался безразличным циником, да и вообще общеусреднённым дебилом, то потом человечность его всё равно прорвалась наружу и он стал... особенным. И для зрителя и для мальчика.
Когда во время обыска дома ссесовцами, он ввалился в коридор с этим своим велосипедом, грохая и бухая, нарушая эту мертвую шуршащую раскидываемыми бумагами тишину обыска и сказал: здарова, мужики! - его прям обнять хотелось. Ну, ей-богу!
Это словно плечо, подставленное растерянному и перепуганному мальчишке. Это было так непосредственно трогательно и... страшно, что переживалось отчаянно. И за семью и за этого мужика, который решил рискнуть и прикрыть их собой.
В общем,в фильме море отличных моментов, чистых и ясных,как слеза. Иногда слишком простых для сложного кино, ну да бог с ним.
Однако некоторую клюкву всё-таки стоит пережить.
Особенно в финале.
В город вошли советская армия и союзники. Союзники, канеш, тока американцы, это понятно)) Но они веселятся и обнимаются, разъезжают по улицам со своими флагами, а русские же солдаты расстреливают по подворотням детей. Ага.
И если фразу про то, что русские это - демоны, которые жрут детей и трахают собак ещё можно как-то переварить в контексте общей нацисткой узколобости, то вот подобные эпизоды с расстрелами - могли бы как-то и без русских солдат сделать, без грубой силы и криков хотя бы. Хотя историю с офицером, другом мальчика, надо было как-то закончить... это понятно.
Но финальные минуты с танцем мне всё окупили. Катарсис, ребята, без балды.
Когда они аккуратно начали танцевать, мальчик и девочка, вышедшие из дома, преображённые и освобождённые, внутренне и внешне.
- Танцы - это для глупцов!
- Танцы - это для свободны людей.
Так мать осталась с ними, даже незримо.
Спасибо всем за внимание к этим оченьмногабуковам)