Даже улыбнуло: только был недавно разговор с коллегами о том, насколько интересны отрицательные персонажи. Как они могут нравиться и чем?
Вот это как раз из той оперы. Не очень положительные персонажи могут не нравиться, но они могут быть интересны мне, как зрителю. А писателю вот так интересны, что без них вообще и произведения-то не будет.
Но здесь речь, конечно, не о маньяках и сатанах, а просто о мужчине средних лет, в исполнении О. Даля. Даже не проверяя, где источник подобного кинематогрофического варианта, можно интуитивно догадаться, что здесь что-то театральное: много диалогов, мало локаций, всё построено на драматическом единстве одной ситуации. Как оказалось - и правда, фильм по пьесе "Утиная охота".
И персонаж заглавный прямо скажем – не образец человека приятного во всех отношениях. Хотя ведь, что интересно, во всех отношениях – не обделённого. Жена красавица, родить хочет, остальные женщины тоже любят. Внешностью бог не обделил. Работа есть, квартиру дали, хобби есть. Друзья есть, да ещё и какие друзья! В общем, полный пакет жизненного счастья.
А счастья чёта нет у человека. Постоянно враньё, паясничанье, таскание по бабам, унижение друзей и любовниц, безответственное отношение к работе да и вообще ко всем людям, которые героя ещё как-то терпят.
Почему вот такого человек демонстрирует автор со всех сторон?
Чем интересна подобная хрень?
Может тем, что нет-нет да и увидим себя? Ну хоть в чем-то, хоть краешком?
Или вот такую духовную пустоту, которая постоянно требует внешних аффектов, чтобы как-то чувствовать себя живым и наполненным, двигающимся? А в итоге быть мёртвым.
На самом деле эгоисты и собственники, склонные к саморазрушению, разве это редкость?
Но здесь прям совсем неприятный образчик.
Ведь сколько подобных героев можно увидеть в кино, да того же Афоню, к примеру. Но здесь прям с первых кадров какое-то всё липкое, тоскливое, неспособное к самоисправлению. Да что там, какому самоисправлению… *махнул рукой* Других бы не поломал.
В общем, ощущение в фильме гнетущее от всего, потому что герой такой, как бешеная псина, не знаешь, на кого кинется. А оттого сидишь в напряжении и за всех страшно. Удивительно, как это неплохие люди его ещё поддерживают. Мне кажется, серьёзной дружбы с таким человеком завести невозможно.
Есть такой рассказ у Шукшина «Сураз» называется. Он небольшой, можно ознакомиться, кто не читал. Мне очень нравится.
Вот там о человеке (нет, типаж всё-таки другой, но параллель ухватывается), который в финале тоже собирается делать то, что и герой здесь.
И вот эти строчки их объединяют, возможно.
"Наступил покой, но какой-то мертвый покой, когда заблудившийся человек до конца понимает, что он заблудился, и садится на пенек. Не кричит больше, не ищет тропинку, садится и сидит, и все. "
Да только тамошний герой сгорел внутренне, а потому – смог. А этот… из всего шоу, напоказ. Даже страдание – и то чтобы почувствовать себя живым. А потому – ну… *развожу руками* Другого и не ожидалось от такого человека.