поделюсь стареньким отзывом)
Уж что-то думы и думы, но надо уже и слово сказать.
Фильм мне показался, интересным и многослойным, и , что хорошо, сделанным так, что даже если зритель не считает там всю эту символику и прочие аллюзии, то и так поймёт, про что там и как... ну, в целом.
Но если ещё вдаваться вот в эти двойные дны и аллегории, то фильм, пожалуй, из просто шизофренически галлюциногенных уходов во тьму на почве старого чувства вины, одиночества и замкнутого пространства, превратится уже почти в притчу.
И это здорово.
Немного о визуале, который здесь является фишечкой намбер ван.
Выдержка:
"С самого начала Эггерс хотел снимать фильм в черно-белых тонах с «узким, винтажным» соотношением сторон . Следовательно, «Маяк» был снят на черно-белой 35-мм пленке , с ортохроматической эстетикой а также с почти квадратным соотношением сторон 1,19: 1, которое соответствует узким сетам."
И это мне понравилось. но реж пошёл дальше. Он берёт и стилистику картин годов 30-х. Когда уже звук появлялся в кинематографе, а кадры всё ещё были длинны и театральны. Здесь помолчали, там постояли, медленно движемся за героем, который по сути ничего не делает, а просто оглядывает обстановку.
Отсюда ещё более усиливающегося впечатления какого-то когнитивного диссонанса, потому что фильм - всё-таки триллер, пусть и очень такой необычный.
Звуки воющего маяка, пожалуй, создадут самое нужное состояние для восприятия истории. Хотя вот взять так за жизнь: ну воет маяк и воет, ну работа такая, надо. Но здесь он снова какой-то глас из ацццкой бездны.
И всё вокруг превращается в череду каких-то плохих знаков, предзнаменований, губительных ошибок, пьяных галлюнов и паранойи. Хотя что, казалось бы, такого загадочного в кальсонах старого моряка, который завалился спать... но нет, всё это подаётся как какая-то настолько страшная мистическая шняга, что прям волосы дыбом... ну, так авторы вот нагнетают))
Плюс ещё дикие сны, потом они смешиваются с реальностью, потом снова перетекают во сны и уже не поймёшь, где там люди говорят правду - наяву, во сне, в бреду, в пьяном угаре...
Внимание и симпатии зрителя могут, как шакал Табаки, бегать от одной более сильной личности к другой и снова сомневаться в том, а кто же там на самом деле прав и кто по настоящему безумен из этих двоих... а может оба?
В итоге ответы можно найти, собрав их по крупицам, найдя в финальных образах, словах, желаниях...
Ну и финал может обескуражить, конечно, но это уже из разряда красивых точек в борьбе разумов, а не тел.
Известный миф о Прометее не просклоняет только ленивый.
Но если фонарь - это огонь, который несёт какие-то познания, то эти познания не должны быть абстрактными. Это-то и приводит многих зрителей в тупик. Что герой увидел в фонаре, чего орёт, зачем он там вообще и при чём здесь всё его прошлое с убийством и вся эта притчевая чепуха?
Так вот для меня как раз всё сошлось. Этот огонь - и есть правда, правда, которую герой, наконец, принял - и теперь обречён на вечные муки с выклёвываемой печенью. Это не тот свет, который Прометей допёр к людям. Здесь всё безнадёжнее намного.
***
я имею в виду реальное убийство, которое было совершено в прошлом. Информация про это раскрывается постепенно, какими-то болезненными рывками, словно до этого всё хотелось спрятать, скрыть, забыть навсегда. А оно всё лезет и всё настойчивей, грозней, убийвенней.
Оно и не даёт герою жить спокойно.
Самый страшные его погонщик и тиран в этой жизни - это его совесть.
Возможно свет - это как раз тьма принятия себя, то, что ослепляет, заставляет орать от ужаса.
Убив старого смотрителя, он сам становится заложником здесь,заложником своей совести, и всё начинает повторяться циклично.
Вот так для меня всё склеивается и притча и правда.
Актёры здесь просто чудесны. А уж Паттинсон - так прям ваще - стопроцентное попадание в образ эдакого просоленного моряка с приплюснутой и щетинистой физиономией. Единственное, что его выдавало - это мягкие и чистые волосы, они были так... по-интеллигентски красивы и - ха-ха! - юны))
Забавно, что режиссёр задумывал фильм и как типа хохму, вписав туда постоянный бздёх старого моряка. Но мне чёта не было смешно. *развожу руками*
В общем, фильм для меня вышел интересным.
ЗЫ: про лафкрафтовские мотивы, которые постоянно меня преследовали при просмотре - моё впечатление было верным) так что кто в курсе - уловят)