Идешь ты по улице. Середина дня. Дел было не так много, но ты устал и хочешь поскорее добраться до дома. Метрах в пятидесяти по направлению твоего движения стоит слегка покачивающаяся фигура. Человек стоит спиной и одет так плотно, что даже при желании с такого расстояния нельзя с точностью определить его возраст. Но тебе нужно туда. Ты пройдешь метрах в пяти от того места, где он стоит. 30, 20… 10… Вот, сейчас он перестал неуверенно озираться по сторонам и заметил тебя. С этого момента ваши траектории пересекутся. Уже слишком мало времени, чтобы попытаться сделать вид, что ты на что-то отвлекся или сильно чем-то занят, о чем-то задумался и отвлекать тебя, ну никак нельзя.
Три-четыре шага с его стороны. И вот, он уже смотрит тебе в глаза и медленно открывает рот для того, чтобы произнести… А что, собственно, произнести? На это, видимо, и была твоя надежда. Какая-то типичная фраза, на которую ты дашь однозначный ответ и пойдешь себе дальше. Запах алкоголя, всю насыщенность которого мешает оценить легкий ветерок, накидывает парочку очевидных и до боли привычных вариантов. Может, «мелочь» или «сколько не жалко»?! Ты уже стоишь прямо тут, и тебе придется услышать эти слова, какими бы они ни были. И, да, ты слышишь извинения. Извинения за то, что он тебя отвлек, причем за первым извинением следует другое, более конкретное, а все звучит настолько серьезно, что в устах этого человека ты приобретаешь навыки вершителя дел куда больших и значимых, чем все время до этого. Ты не смотрел на часы, но не будет ошибкой предположить, что пошла уже вторая минута, а перед тобой все извиняются. А потом он переходит к делу и начинается… история?! Какая-то странная история от человека с помутневшими от тяжелой жизни глазами, главная тема которой не то, что за пеленой, но пока даже не сформировалась. Что-то про вчерашний день, или уж про сегодняшний?! А может это из далекого детства так неудачно подвернувшегося собеседника?! Только с каждым следующим персонажем и явлением появляется стойкое ощущение того, что все это нереально. Нет, не сам рассказ. Вот, и солнце, тщетно пытается пробиться сквозь толщу серых туч. И его попытки каким-то таинственным образом добавляют к и без того мрачному осеннему пейзажу какие-то чуждые оттенки цвета хаки. Мерзкий порывистый ветер, словно гонящий тебя прочь с этого места. Люди и объекты, которым в данный момент в поле твоего зрения совсем не место. Все это словно вырывает тебя из этой реальности и погружает в густой, вязкий, болотистый рассказ человека перед тобой. Почему ты сейчас здесь? Почему ты все еще слушаешь этого человека? Ждешь, что сейчас рядом окажется другой несчастный, и ты с легким сердцем передашь ему эстафету по поискам драгоценного смысла там, куда его забыли вложить, если вообще собирались это сделать. А этого мерзавца даже на горизонте нет. Кажется, вокруг уже вообще никого нет, и ты проваливаешься из одного мира в другой. Нехотя, но тебя аккуратно затягивает в него речь незнакомца.
А может ты уже даже не стоишь здесь. Может это твой персональный Лимб из которого не выбраться. Даже если ты сможешь оторвать свои ноги от нынешнего квадратного метра асфальта, пустишься бежать как можно быстрее, забыв про вежливость, забыв про то, что осталось за спиной, ведь ты этого всего уже не видишь. Кто сказал, что за углом тебя не ждет тот же самый таинственный человек, уже готовый продолжить свой бесконечный рассказ, в котором ты, кажется, обречен затеряться с последней зажженной во мраке пустых слов спичкой, которая будет бесконечно угасать в твоих пальцах, отбирая надежду когда-нибудь увидеть настоящий свет?
Хорошо, что фильм, как любое произведение искусства, конечен. Темная сущность не протянет свою руку через экран и не утащит тебя в безвестность в короткий промежуток между финалом и первой строчкой титров. «Наш ответ Линчу»?! Скорее, набор зарисовок без сценария. Слишком тупо и мерзко. Слишком в лоб и практически безыдейно. Салат из жанров как оправдание пустоты и творческой неопределенности, в надежде на то, что каждый сделает вид, что увидел что-то свое. А увидят обязательно! Актеры даже не стараются, но зачем? Это же полотно гения, где мазки нанесены известным органом, который активно демонстрируется в разных лицах. Главный герой должен был еще со сцены в автобусе получить по морде, вслед за стариком за то, что не прикрывает свою пасть рукой в пору эпидемии. Но он будет продолжать кашлять в лицо всем тем, кто рядом. Так и режиссер будет продолжать пичкать зрителя набором бессвязных бредовых сцен, мотивируя это сложившейся эпидемиологической обстановкой. И нет у меня никакого желания выяснять, что именно режиссер оставил из оригинального романа Сальникова, а что его гений породил самостоятельно. Равно как и нет желания выяснять, что из увиденного гениальная аллегория, а что мазок уже упоминавшимся органом.
Почитал критику книги и понял, что это очередное «про нас!» Особенно в фильме доставила линия снегурочки в Советской России. Да, это именно про тех самых «нас», которыми себя считают тик-токеры, что-то слышавшие про населявших Советский Союз людей в перерыве между проставлением лайков. Посмотрел отзывы от читателей и понял, что на Озоне все настолько в восторге, что не могут даже подобрать слов, а тупо переписывают три-четыре строчки друг у друга и ставят пять звезд. Почитал тех, кто захотел в слова и понял, что удержаться от сравнений с Чеховым и Прустом никак нельзя. Цена у книги такая, что там человек с каждой прочитанной страницей должен получать плюс год жизни. Извините, но все это заставляет занести книгу в черный список и никогда не задумываться над возможностью прочтения. Будь наши маркетологи от издательств кондитерами, торты ушли бы в прошлое, потому что выдавить баллон сливок на печеньку не есть торт.
Что касается фильма, то он, определенно, про них. Про кого-то откуда-то.
Отредактировано altauistas (2021-11-18 21:20:36)