Извечный вопрос подбора актёров и актрис таким образом, чтобы их близкие родственные связи выглядели достоверно. Я сейчас именно про внешность. Ведь зачастую получается так, что одна актриса исполняет роль матери, другая дочери, либо это та же героиня, но спустя 20 лет, либо это её молодая версия. А вот не веришь! Один из свежих случаев – приквел к безумному Максу «Фуриоса», когда партию молодой героини, воплощенной на экране в фильме 2015 года Шарлиз Терон, отдали Ане Тейлор Джой. Найти максимально непохожих актрис было нелегко, но создатели тем не менее справились.
А в случае «Субстанции» ситуация особая. Ведь лучшая версия героини по сюжету появляется из её собственной ДНК. Прошу заметить, что никакой мужчина со стороны здесь не участвует. Ну, разве что где-нибудь на производстве этого чудодейственного средства разработчики не добавляют каких-то особых ингредиентов, скажем, для вишневого аромата немного ДНК Дэвида Хассельхоффа.
И в подобных обстоятельствах наличие визуального сходства между героинями не просто ожидаемо, но подразумевается. И в данном случае если рассматривать подход автора, его стремление добиться этого сходства, в голове возникает очевидный вариант – пригласить на главную женскую роль той самой стареющей модели Энди Макдауэлл. Во-первых, по возрасту они почти равны и даже вместе с Деми Мур зажигали в «огнях святого Эльма» у Шумахера, а, во-вторых, она приходится Маргарет Куолли матерью. Другое дело что даже Если Макдауэл эту роль и предлагали, то она скорее всего отказалась. А потом это всё-таки европейский артхаус. Даже несмотря на неплохой бюджет для европейского кино в 13.5 миллионов надо понимать, что делать цифровую копию лица молодой Дени Мур и натягивать на любую актрису с целью достижения сходства было бы с финансовой точки зрения нецелесообразно. Так что Куолли, так Куолли. Молодая, подтянутая… Здесь, правда, возникает проблема восприятия, поскольку мы же не знаем, как вела себя молодая Деми Мур в рамках этого художественного произведения. Посему возникает легкий диссонанс, ведь молодой персонаж ведёт себя по-другому. У неё другие повадки, другие манеры и это видно.
Но зачем вообще понадобилось становиться Маргарет Куолли? Почему нельзя было остаться Деми Мур? Давайте разбираться.
Главная героиня с лицом Деми Мур ведёт шейпинг программу по ТВ. Однажды, возвращаясь счастливая после тренировки, свернув по сложившимся обстоятельствам в мужской туалет, случайно слышит слова своего непосредственно начальника о том, что, дескать, уже не молода звезда. Он не понимает, как она так долго продержалась на экранах и срочно требует от своего помощника найти ему кого-то помоложе. Они ей даже что-то там пообещали на уровне руководства канала. Выражений в этот момент не выбирает, тем не менее за столом в ресторане куда он пригласит главную героиню, уже в сдержанной манере донесёт до нее эту же информацию.
Не знаю, как там в Париже у Корали Фаржа принято, но в Калифорнии, где проходит действие её новой картины, героиня непременно связана с телевизионным каналом контрактными обязательствами. И все озвученные ранее обещания, не будучи зафиксированными на бумаге, с юридической точки зрения никакого веса не имеют. Досрочный разрыв её контракта пренепременно приведет к необходимости выплаты ей отступных, а в случае, если она сможет доказать, что ею увольнение имеет в своей первооснове налёт сексизма, будет иметь крайне высокие шансы стрясти со своего нынешнего работодателя весьма солидную сумму. О том, что хороших юристов она себе позволить может говорит нам то, что она всё-таки звезда, в самом начале фильма нам показали эту самую звезду на Аллее Славы, а ещё она проживает в достаточно солидных апартаментах. Учитывая то, что после увольнения её с этих апартаментов никто не попросил, они принадлежат ей, а не являются недвижимостью, предоставленной во временное пользование сотруднику.
Но случилось то, что случилось. Возмущаться героиня не стала и покатила в свои апартаменты, сожалеть о безвозвратно ушедший молодости и красоте. По дороге она естественно засмотрелась на плакат со своим лицом, который чернорабочие так безжалостно рвали. Да так засмотрелась что попала в автокатастрофу. Так, теперь лирическое отступление. Я, конечно, понимаю, что это авторское кино. И что это произведение наполнено символизмом, буквально сочащимся из всех позвонков главной героини, как мы потом узнаем. Тем не менее символизму тоже есть место, для символизма есть время и для символизма есть форма. Это всё должно как-то уживаться и существовать в гармонии в придуманном автором художественном мире. К сожалению, у автора не получилось гармонично ввести символизм в своё произведение. Некоторые моменты удачные, опять же с точки зрения демонстрации символов. Проблема в том, что в этот самый выдуманный автором мир я, к сожалению, практически не поверил.
И даже когда я вижу символизм в уничтожении билборда, сразу же после этого не пристёгнутая героиня на полной скорости попадает в аварию. Автомобиль несколько раз переворачивается, после чего уже в больничной палате мы слышим доктора, что у неё почти все целое. Хотя, по-хорошему, после такого происшествия её должны были буквально собирать как паззл с лошадкой.
Далее мы видим, как в этой же палате медицинский сотрудник зачем-то проверяет позвонки героини на гипермобильность, и отпускает её на все четыре стороны. Всё это, разумеется, ради того, чтобы бросить в карман её жёлтого пальто флешку неприличных размеров с нестандартным рекламным предложением.
Знаете, ознакомившись с этим предложением, я понимаю почему героиня выбросила флешку в мусорку. Ролик представляет собой образец того, как нельзя делать рекламу своего продукта. Фактически в ролике ничего не прозвучало. Хотите молодость? Оно есть у нас! Два шарика с пластилином. Шлеп! Звоните!
Почему она не пошла к пластическому хирургу? Ведь глядя на неё, можно сказать, что есть варианты, а учитывая тот уровень, на котором находится пластическая хирургия сегодня в Калифорнии можно сказать, что это был бы куда более логичный и очевидный выбор со стороны героини, чем соглашаться на какое-то предложение, в котором толком ничего не объяснено, в котором не продемонстрирован результат и в котором ничего не обещано.
В общем, забрала главная героиня коробку с радостью из пункта выдачи, принесла домой и... Надо сказать, что содержимое коробки не может не восхищать. На первый взгляд всё расставлено аккуратно по полочкам, последовательно, красиво, но у меня простой вопрос: «А где инструкция?» Представьте, что вы покупаете телевизор, открываете коробку, а там несколько листиков, на которых написано: «Поставь», «Засунь в розетку», «Включи», «Смотри», «Не забудь иногда выключать».
А ведь здесь, на секундочку, вещи по специфичнее, чем какой-то телевизор. Например, нет никакой инструкции о том, куда нужно вводить какие иглы. А их там предостаточно. Героиня делает первый укол внутривенно, но нигде не сказано, что его нужно вводить в вену. Может быть он внутримышечный. Но тут давайте по порядку, потому что героиня себя кольнула, упала на кафель… И вот, вспоминая о том, что было в начальном ролике про желток, затем на флешке с жёлтым пластилином, начинаешь ожидать чего-то иного. Мне не совсем понятно почему копия должна вылезать через спину? Это, по-моему, самое неочевидное место. Во-первых, на спине кожа не настолько толстая как показали в эпизоде. В этот момент, когда Маргарет Куолли вылупилась, я подумал, что Деми Мур — это теперь плащик из кожи, который героиня теперь уже в лице Маргарет Куолли будет каждую неделю неохотно натягивать, одеваться потеплее чтобы никто не заметил несоответствие и выходить исключительно за хлебом и молоком в ближайший маркет. А чтобы надевать было удобнее положит эту кожу в пакет, понесёт в дом быта и попросит приделать по линии позвоночника молнию-трактор на 10мм. Ан нет! Непонятно еще куда делись позвоночник скелет и органы, когда Куолли вылезала со спины. Ну, видимо, куда-то делись, а потом вернулись обратно, ведь когда девчонка вернулась чтобы зашить отверстие на спине у своей предыдущей оболочки, то там уже вовсю шел процесс регенерации тканей. Правда, учитывая технику, которой девушка накладывала швы, складывается ощущение, что со сращиванием кожного покрова были бы проблемы. Дальше ещё интереснее. Выясняется, что вторая часть комплекта тоже должна быть задействована, а там-то шприц побольше, а там-то игла подлиннее. Какие-то баночки, запасной шприц и снова никакой инструкции.
И она сразу же решает запихнуть эту иглу в позвоночник! А почему, например, не в кость? Не в бедро, не в живот, а именно в позвоночник. Вот, что ей об этом подсказало? Что ей на это намекнуло? Учитывая то, как глубоко это игла входит в позвоночник, можно сказать однозначно, что эта игла протыкает по позвоночник насквозь и жидкость в шприц набирается откуда-то из желчного пузыря или даже кишечника. Да черт его знает! Возможно, после введения инъекций организм превращается в один большой сосуд вот с этой жидкостью?! Допускаю, но это опять же тупо. Было бы куда логичнее, если бы улучшенная версия героини не из спины вырывалась, а оттуда откуда обычно появляются дети, и набирать жидкость приходилось бы из этого же самого места.
И главное, если мы допустим, что это какое-то подобие спинномозговой жидкости (в представлении автора), то не логичнее ли вкалывать эту жидкость в то же самое место, откуда ты из матрицы ее забрал?! Почему она берёт эту жидкость из спины и вкалывает себе в ногу? Внутримышечный укол не предназначенного для такого способа введения препарата может привести к некрозу тканей и приведёт. Хочется также отметить конструкцию шприцов. В большой шприц жидкость набираться не будет, а потом из этих баночек маленьким шприцом ничего никуда не вколешь просто потому, что если приглядеться, то видно, что эти баночки сверху не имеют отверстия. А значит оттуда ничего не выльется и туда ничего не наберётся.
Между прочим, учитывая то насколько небрежно героиня в молодом теле проводит все процедуры и насколько наплевательски она относится к вопросам стерильности, первое её переселение обратно в старую оболочку (она же Матрица) закончилось бы тем, что это тело? проведшее неделю на холодном кафеле, не смогло бы подняться, ощущая дикую боль, во-первых, в спине, во-вторых, в местах, которыми она лежала на кафеле. Прокляла бы всё на свете и ее привезли бы в ту же самую больницу, дотянись она до телефона.
Кстати, в сцене, где Куолли разглядывает своё тело в ванной комнате, я уж подумал, что еще пара минут и она скажет - "не нравится", - после чего побежит делать пластические операции дабы довести себя до совершенства. Не жизненно получилось.
И ничего лучше героиня не придумала, чем пойти на старое место работы, где от неё требовалась только внешность. Таким образом автор расписалась в том, что её главная героиня - пустой человек, который ничем кроме внешности в жизни никогда не обладал. Хотя, это каким-то парадоксальным образом соседствует с умением сделать себе инъекцию, накладывать швы, ввести строительные работы. Да, конечно, автор опять же всё упростила. В её представлении «сделать потайную комнату» — это пробить стену и вернуть в неё несколько шурупов. Опять же, было бы забавно, если бы она пробила стену и оказалось, что там проходят общедомовые коммуникации, после чего она бы запихивала тело между трубами горячего и холодного водоснабжения, замотанное в плотный целлофан.
И как только бывший начальник её увидел, так сразу принял на работу и даже на условия её пошёл. Дескать каждую вторую неделю она не работает. Снова не верю! снова не жизненно и не достоверно! Должно было произойти так, что он даёт ей визитку на которой написан адрес, по которому она должна будет прийти и продолжить собеседование. Номер комнаты «503». Было бы забавно. Только надо было отдельно отметить, чтобы она не перепутала с 502 номером, ведь там Вайнштейн.
В новом шоу решили полностью изменить формат и теперь оно превратилось в какие-то танцы, снятые в клиповой манере, лишающей происходящее хоть какой бы то ни было наглядности. А я хочу напомнить, что передача подразумевает занятия зрителей и они же должны понимать, что происходит. В то время как в каждом втором кадре мелькает пятая точка героини с разных ракурсов.
Рейтинги, разумеется, взлетают до немыслимых высот, что наверняка связано с привлечением внимания хронических рукоблудов всех возрастов. И героине предлагают ввести «Новогоднее шоу»! Это потрясающе! Заработавшую свой рейтинг оголенными частями тела поставят говорить весь вечер в закрытом платье.
А ведь Куолли всё чаще остаётся в новом теле, пренебрегая озвученными ранее правилами, согласно которым с матрицей нужно пренепременно меняться каждую неделю. Без исключений! И когда такое вот наплевательское отношение к указаниям начинает приводить к неприятным последствиям, героиня звонит в компанию производителя и жалуется фактически на саму себя. Дескать это не она ходит к холодильнику по ночам, а кто-то другой! Кто-то из месяца в месяц добавляет ей жировой ткани! Кто-то делает ей дырки в зубах! Остановите этого мерзавца!
Потом начинается этот бессмысленный и беспощадный баттл, вытаскивание из себя курицы, а волшебная жидкость уже льется литрами. Кажется, автор просто начинает сыпать на экран своими кошмарами. Вообще, вся дальнейшая мерзость со спиной не могла не появиться по вполне очевидным причинам.
Особого упоминания заслуживают пакеты с питанием. Во-первых, еда поступает внутривенно и меня крайне насторожило что по трубке вместе с этим самым питанием идёт воздух. Во-вторых, я точно помню, что один пакет — это одна неделя. И когда героиня перебралась в новое тело и отказалась возвращаться в старые в течение трёх месяцев на полу в комнате при очередном визите должно было лежать пакетов 12, а их там лежит гораздо больше. Можно было уж совсем разгуляться и показать, как героиня пытается открыть дверь, за которой сокрыта матрица, а оттуда на неё наваливается стена пустых пакетов с питанием.
В общем, после очередного нежелательного преображения героиня поняла, что надо переходить к решительным действиям. Она отказывается от молодого тела, получает в камере для выдачи заказов шприц с гуталином и вводит его содержимое в свою улучшенную копию практически полностью, но через какое-то время понимает, что передумала. Проблема в том, что кирпичи от порушенного замка по щелчку пальцами обратно в этот замок не соберутся.
Но этот ход был перспективным, когда через какое-то время субстанции сомнительной природы улучшенная версия героини (а нам весь фильм не уставали повторять, что это один и тот же человек, единое целое) начинает жить своей жизнью. И здесь появился очень хороший момент для авторского решения – улучшенная версия собирает свои вещи и уходит жить своей жизнью, а Матрица, та, которая желала вернуть молодость, превратилась в иссушенную сливу и будет чахнуть у разбитого корыта. Но нет! Автор решила устроить замес! И ведь непонятно, зачем молодая версия накинулась с кулаками на другую, ведь это же она и есть. Должна была понять, что этим шприцом она не тебя убивала, а избавлялась от своих мучений и никто не мешает тебе улыбнуться ей в лицо, собрать вещи и уйти в лучшее будущее, потому что у тебя есть работа, у тебя есть предстоящий новогодний праздник, на котором ты, безусловно, будешь звездой.
Молодуха уходит и внезапно выясняется, что проблемы то её не закончились и всё продолжается. Этот ход мне не понятен. Если укол подразумевает окончание эксперимента, то не проще было с этим уколом превращать молодую версию в жижу на полу? В сцене, где она вытаскивала зубы перед зеркалом я уж было подумал, что разгадал замысел автора. По крайней мере, все те события, которые произошли до этого, протекали в подобном Ключе. Сейчас она достанет зубов 10 и 12 (тех, которые отвечают за улыбку), а потом схватится за голову и произнесет вслух своё фирменное - «Я не хотела», - после чего начнёт тщетно засовывать зубы обратно, а они будут возвращаться в раковину. На одном из них она, возможно, поскользнётся, расшибёт башку о раковину и конец.
Но автору было интересно запустить ещё один цикл игрищ с плотью. Интересно было и мне, во что превратится, казалось бы, идеальная (по мнению автора) Куолли после процедуры. И снова у автора была возможность поступить умно. Новая копия оказывается не такой эффектной как оригинал, а полностью теряет свою индивидуальность. Что-то вроде девушек, между которые стоят рядом, а ты не видишь разницы. А их сотни, тысячи и так далее. И ей приходится перестать надеяться на свою красоту и прилагать усилия для движения в дальнейшей жизни.
Автор решила вбросить гротеска. Откровенно так. С лопаты! Превратила персонаж в бесформенную кучу плоти, а лицо бывшей матрицы, той которая была в начале, теперь красуется где-то на спине. Такое вот оно – идеальное, но не на своём месте. Опять не согласен! В соответствии со старинной традицией глаза должны быть натянуты ниже линии талии!
Приезжает героиня на студию, начинается съёмка и здесь автор опять всё прогадила! Хорошее было бы решение – она показывает своё лицо и тело, а все вокруг продолжают аплодировать и восхищаться тем, какая же она смелая, что решилась вот так вот выйти, снизойти можно сказать до это аудитории! В зале безусловно видно людей, многие их которых буквально натянули улыбки на свои лица, что нисколько не мешает им аплодировать. Какой был бы прекрасный символ современного западного общества! А они начинают тыкать пальцами, приговаривая: «Уродина!», «Монстр!», «Застрелите её и принесите её рога, повешу их над камином!»...
В этот момент обиженная масса плоти начинает заливать своих ненавистников десятками если не сотнями литров крови. Откуда в ней столько взялось? Я не знаю. В фильме суспирия, по крайней мере могу предположить. А здесь… Видимо, символизм, которого мне не понять. Гипертрофированный такой, напускной. А ведь здесь можно было сделать хороший ход. Только заливать она должна толпу не кровью, а той самой желчью, который её рвало в течение фильма. Очень ведь образно – хейтеры тычут пальцами, смеют высказывать мнение, которое тебе не нравится что-то про красоту, несоответствие стандартам, не соответствие ожиданиям аудитории, а ты их десятками и сотнями литров желчи. И вот, им уже вроде как даже не интересно, они расходятся, потому что им стало противно, а ты продолжаешь заливать это помещение. И утопает героиня в этой желчи, среди разложившихся от кислоты останков тех, кто продержался в своей ненависти до конца! Каково?!
В общем, я не удивлён что это снобистское мероприятие, называемое «Каннским кинофестивалем» наградило эту фекальную кучу, политую сверху авторской желчью, за лучший сценарий. Автор вполне могла посмеяться над современными трендами ненависти к большинству, ненависти к тем, кто смеет не выражать открытого восхищения твоей «смелостью», тем, что ты решил признаться в своей уникальности, а потом ещё смеяться, думать, что его за это не отменят. Вместо этого я увидел устаревшее тыканье на уровне брюзжания о сексизме, «мужики козлы» и «бабы для вас только ягодицы и грудь». Достаточно странные заявления, учитывая то, что за весь фильм образ героини был обозначен как те самые ягодицы, а своими действиями она не заслужила со стороны зрителя ни понимания, ни тем более уважения.
P.S. Сцену с подготовкой к свиданию матрицы смотрел с легкой улыбкой. Как только героиня начала красить губы и посмотрела на часы я понял, что она опоздает минимум на час. Дальше началась чехарда с блеском, тональником, платьем и я осознал, что она останется дома. И таки осталась. Ох, женщины. Тем не менее, классического «мне нечего надеть» меня как зрителя все-таки лишили.
Вообще, самая противная и отталкивающая сцена в новом боди-хорроре – эпизод с поеданием креветок с соусом Денисом Куэйдом. Мужик зажег! Такую свинью сыграл! Мое почтение!