Скопирую сюда свой отзыв- очень эмоциональный - на спектакль "Гамлет" Джонатана Кента.
Название театра: Театр Сэтагая, Токио
Жанр: трагедия
Год выпуска: 2003
Продолжительность: 02:57:41 (02:06:08 + 00:51:33)
У меня случился рецидив.
Раньше я уже писала о японском театральном и кино актёре Мансае Номуре, так впечатлившем меня в первом и втором Колдуне - Оммёдзи.
И тут я наткнулась на свежепереведённый с ним исторический сериал, удивилась, впечатлилась, и в порыве чувств решила пройтись по его фильмографиии.
Пересмотрела Колдунов, потом начала смотреть постановку Царя Эдипа в Афинах, старенький спектакль кёгэн, Гамлета...
И тут понеслось.
Гамлета такого я ещё не видела- тут тебе не меланхолик-интроверт, это просто какой-то гиперактивный коротышка (да простит меня Майлз ФорКосиган).
Этот Гамлет прыгает, бегает, извивается, страдает с заламыванием рук, пуляет текст по 200 слов в минуту, за 5 минут разводит Розенкранца и Гильденстерна на чистую воду, интригует и сходит с ума со скоростью звука...
И постановка необычная, нравится смешение эпох и костюмов, и даже женские роли , исполняемые мужчинами, вполне аутентичны... если бы Гертруда не была столь носата и не вела себя как гейша, смысл жизни которой- угодить клиенту.
Но это придирки. а на самом деле в спектакле были хороши все - и корпулентный Клавдий, похожий камзолом и повадками на Генриха 7го, и тоненький, не очень красивый, но по девичьи угловатый и с женскими повадками и голосом Офелия, и роскошнейший Лаэрт, с макияжем и плащом, который мне уже хочется повторить()), и Горацио - я только теперь поняла, что по Шекспиру он итальянец, приехавший в страну своего любимого одноклассника. И даже к носатой трансвеститной Гертруде я привыкла - потому что актер создал всё-таки интереснейший образ королевы, а их общие с Гамлетом сцены, решенные в спальне, на кровати, с заворачиванием матери в одеяло получились очень сильными.
Костюмы необычны- их стилистика охватывает почти 400 лет- от камзола Клавдия века 16го, до современных рубашек и брюк Гамлета.
Понравились также и декорации- вначале нам открывается иерархическая ячейка. в которой, согласно статусу, рассажены действующие лица трагедии- все, кроме Гамлета, который снаружи этого театра - не то режиссёр, не то прима. И эта коробка с персонажами так похожа на нищу для кукол, которую иногда ставят в токонома... а позже, в сцене с Офелией и Лаэртом, точно так же выставлены кокэси- куколки-символы мёртвых детей. Маленький штрих, также работающий на образ.
Гамлет же у Мансая Номуры вышел очень необычным. Повторюсь, такого гиперактивного коротышки я ещё не видела- но ему веришь, каждому слову, каждой ужимке, каждому заламыванию рук, каждому прыжку и каждой доминанте этого харизматичного Гамлета над очередной жертвой. Поначалу его образ показался мне какой-то достоевщиной- не то князь Мышкин, не то Раскольников в своем студенческом плаще и с тёмными замыслами- костюм героя явно отсылал к веку 19му, а то и 20му. но уже через несколько минут действия я начала получать от видимого необычайное удовольствие- этот Гамлет мне нравился.
Мне нравилась его гиперактивность и изворотливость, когда он с обезьяньей ловкостью карабкался по декорациям, чтобы не упустить ни малейшего изменения лица Клавдия, наблюдающего "Мышеловку". Нравилась мгновенная смена лиц и образов - маска идиота, надеваемая им в рое придворных, сменяется открытостью с Горацио, с которым ему притворяться нет нужды, но легко одевается при виде старых друзей, легко его предавших. Поэтому сцена с черепом Йорика открылась мне немного с другой стороны- для Гамлета Йорик был собратом по духу, и учителем, показавшим, как можно оставаться собой, актёрствуя и притворяясь. Вообще очень на многие сцены я посмотрела в этом спектакле с другой стороны - виной ли тому гений Номуры, или опыт режиссёра- я не знаю, могу лишь сказать, что теперь это моя любимая постановка этой трагедии. Излишняя манерность и кривляние не кажутся мне здесь преувеличенными- но могут отпугнуть некоторых зрителей (это я так, на всякий случай). Он гениален, ГЕНИАЛЕН!!!Взрослый состоявшийся актёр, имеющий богатый арсенал средств выражения и умело пользующийся и достоинствами, и недостатками своей внешности, и опытом восточного и западного театров, потрясающе пластичный и талантливый.
Боже, я сошла с ума:))) Да, я досмотрела Гамлета, и финальная улыбка уже не принца датского, а ещё секунду назад вымотанного многочасовым спектаклем актёра, сейчас же - законного триумфатора- отозвалась в районе лунного сплетения, на два пальца пониже пупка. Если о таком говорят- бабочки в животе- то это были очень агрессивные бабочки.
Теги: Номура Мансай, театр, Япония