Тони Люн Ка Фай (Tony Leung Ka-fai)
Знаменитый Тони Люн Ка Фай (Tony Leung Ka-fai), временно вернувшийся из казалось бы постоянного отпуска для продвижения своей последней картины «Холодная Война»,
сегодня вместе с нами для того, чтобы поразмыслить о своей долгой и блестящей карьере в кино.
Однажды в октябре 1958 года восьмимесячный ребенок лежал в темноте теперь уже снесенного Roxy Theatre в Косвей Бэй, впервые в своей жизни увлеченный картинкой и звуками последних голливудских блокбастеров.
В последующие годы он провел много времени в бельэтаже, просматривая несколько фильмов каждый день, в то время как его мать с обеда до вечера работала в кинотеатре.
Вряд ли этот парень знал, что в течение 30 лет снимется в более чем 130-ти фильмах и станет одной из самых узнаваемых киноикон Гонконга.
Этот мальчик – Тони Люн Ка Фай. Сейчас ему 54 года, и он уже давно увлечен кино. Это очень чувствуется в разговоре с актёром о его первых днях в Roxy.
Мы поговорили о его карьере, о премьере криминального триллера «Холодная война», в котором он играет роль заместителя оперативного комиссара управления полиции Гонконга в противовес роли Аарона Квока, который играет заместителя комиссара управления.
На интервью Тони пришел в великолепном настроении, шутил и подтрунивал над нашей группой.
Он выглядел полностью отдохнувшим после длительного отпуска, который он взял после окончания съёмок «Холодной войны» на прошлое Рождество.
Люн рассказал нам, что его кинематографические корни не ограничиваются каким-либо конкретным фильмом или режиссером. «Хотя режиссер Ли Ханьсян значительно повлиял на мою карьеру».
Он признается, что его не часто приглашают на интервью в журналы о кино, зато он постоянно находится под прицелом развлекательной прессы и журналов о моде, для которых журналисты задают по 30 вопросов, не относящихся к делу, прежде чем спросить два вопроса о фильме, который он продвигает.
Люн, за три десятилетия получивший три заслуженные награды «Лучший актёр» (1983’s Reign Behind a Curtain, 1992’s The Legendary la Rose Noireand, 2005’s Election), заявил, что хочет уйти на заслуженный отдых.
Но после нашего интервью и последующего телефонного разговора, мы считаем, что аудитория Гонконга заслуживает видеть его на наших экранах еще много лет, начиная с предстоящего фильма «Холодная война», с которого и стартует наше интервью.
Тони, когда вы впервые услышали о проекте «Холодная война»?
Сперва мне позвонил Билл [Кун, известный продюсер], который предложил мне прочитать сценарий. Я спросил его о съемочном графике, и, когда он ответил, я понял, что попадаю по времени ровно в середину между двумя проектами, в которых я должен был играть главную роль. Билл попросил не отказывать ему и сначала прочитать сценарий, читать я не хотел, потому что самое неприятное – отказываться от проекта, сценарий которого тебе понравился. Но Билл был подчеркнул, что это не просто хороший сценарий, а продукт действительно гонконгского качества, что является большой редкостью в эпоху совместного кинопроизводства Гонконга и Китая.
Растроганный его искренностью и настойчивостью, я решил прочитать сценарий - и сразу понял, что попал. [Смеется] Ужасная ситуация.
Остальные ваши фильмы начинались с того же?
Да, большинство из них. Более 80% начинались так же, остальные – нет. [Смеется]
Так что же заинтересовало вас больше всего в «Холодной войне»?
Прежде всего, я думаю, что тема фильма очень подходит для этого города. В Гонконге уникальная азиатская атмосфера, которая может правильно отразить суть полицейской и криминальной драмы.
Если бы та же самая история была снята в Сингапуре или континентальном Китае, то она выглядела бы совершенно неправдоподобно.
Что вы думаете о работе с Аароном Квоком?
Я никогда не работал с Аароном раньше, хотя мы обсуждали эту возможность в течение многих лет. Всякий раз, когда мы встречались в аэропорте или других общественных местах, он и его менеджер спрашивали о том, когда мы могли бы совместно поработать над фильмом. Я говорил им: "Я подожду, пока вы закончите со своими концертами и вложите свои накопления в новый фильм". [Смеется] Я был очень счастлив, когда узнал, что Аарон будет противостоять мне в этом фильме, потому что осуществилась мечта многих, многих лет. Как я слышал, ему настолько понравился сценарий, что он отложил свои концерты, чтобы завершить съемки.
«Холодная война» собрала немало высококлассных актеров вместе.
Когда я прочитал сценарий, я почувствовал, что это очень мужское кино. Фильм собрал самых мужественных актеров, единственная важная женская роль была отдана Чарли Енг. [Пауза]
В своих предыдущих фильмах я играл слабых мужчин. Немного режиссеров рискнули предложить мне такую мужскую роль.
Почему?
Я играю заместителя оперативного комиссара Гонконгской полиции. Глядя на его поведение, понимаешь, что он – солдат. И неважно, сколько времени я вглядываюсь в зеркало и не могу разглядеть там солдата. [Смеется]
Не знаю почему, но я всегда хотел быть солдатом. Хотел служить в полиции. Поэтому прочитав сценарий, узнав своего персонажа и, услышав состав исполнителей, я сказал этому фильму «да».
Как вы обычно готовитесь к роли?
Не говорите об этом так серьезно. Я придерживаюсь естественного подхода к игре. Я очень редко делаю что-либо, чтобы вжиться в персонажа.
Если есть сценарий, то я увижу, как развивается персонаж в зависимости от того, что происходит, или как он остается неизменным на протяжении всего времени, или как он превращается из успешного человека в жалкого.
Я все продумываю, когда читаю сценарий, накладываю грим, надеваю костюм.
Все складывается в единое целое, когда я обсуждаю роль с режиссером или взаимодействую с другими актерами на съемочной площадке. Я редко делаю домашнюю работу.
Я не ходил в киношколу и не знаю, как создать того или иного персонажа. Поэтому: что придумаю, то и использую в работе.
Я так понял, что вы не придерживаетесь системы Станиславского?
Конечно, нет. Я ничего об этом не знаю. [Смеется] Я не знаю о Станиславском.
Вы снялись в самых разнообразных ролях за вашу карьеру. Вы никогда не оглядываетесь назад и не задумываетесь о том, почему вас взяли на роль в каждый из ваших фильмов?
Никогда не задумывался, но я доволен своими ролями. Возможно, они выбирали меня, потому что я не трачу много денег. У меня нет много друзей в шоу-бизнесе, можно сказать, что у меня очень мало друзей [смеется].
С другой стороны, я не молодой кумир, так что нет никаких причин для кинокомпаний, чтобы делать из меня звезду. [Смеется]
Совсем не похоже на старые времена, когда большие студии давали молодому таланту три или около того лет возможностей, чтобы добиться того или другого. Вот почему я так счастлив: я могу узнать, что люди думают обо мне.
Были случаи, когда вы были не согласны с предложенной ролью?
И такое бывало. Были фильмы, для которых я просил режиссера не делать моего персонажа таким экстравагантным. Они отвечали что-то вроде: "Ни в коем случае - твои кривлянья обеспечивают нам кассовые сборы!" [Смеется]
Вроде того. В конце концов, сюжет и персонажей определяет режиссер. Вы можете не согласиться, но, как актер, я думаю, что вы должны сначала выслушать режиссера перед тем, как играть персонажа, как вы его себе представляете.
В общем, как бы вы описали себя как актера?
Я всегда называл себя "Амеба" ... пока моя команда не придумала более классное прозвище: «Хамелеон». [Смеется] Больше я не амеба.
Ваши самые любимые фильмы?
Любимые? Конечно, это те, которые сделали меня знаменитым и богатым. [Смеется]
Которые стали кассовыми хитами и пользовались популярностью у зрителей. Те, после просмотра которых, зрители думали, что я действительно крутой. [Смеется] Но я редко играл таких персонажей.
Есть ли фильмы, которыми вы особенно гордитесь?
Есть и хорошие, и плохие, которыми я тоже горжусь.
Плохими тоже гордитесь?
Я горжусь тем, что выжил в шоу-бизнесе после того, как снялся в плохих фильмах. [Смеется]
Я горжусь, что до сих пор в теме! [Смеется]
В конце концов, это мой личный опыт. Даже если это неудача, никто не может отнять ее у меня. Я счастлив продолжать работу после всех неудач.
Вы можете вспомнить момент, когда поняли, что актерская карьера – это ваше?
Во-первых, я не сам решил, что хочу быть актером. [Смеется] Я действительно и не подозревал, что собираюсь стать актёром. Когда режиссер [Ли Ханьсян] пригласил меня в свой фильм [двухсерийный исторический эпос The Burning of the Imperial Palace и Reign Behind a Curtain (1983) – дебют Люна на большом экране], я подумал, что он просит меня присоединиться к съемочной группе и стать его личным помощником. Мы были достаточно близки, и я хорошо знал его повседневный рабочий график. Все началось именно так. В Пекине он дал мне прочитать сценарий [фильм снимался в одной из частей Запретного города], который я счёл вполне подходящим, как его помощник, но на деле, когда он попросил меня пойти побрить голову, я понял, что он взял меня в качестве актера [играть императора Сяньфэна]. Конечно, я знал, что он выдающийся режиссер, но когда он спросил, могу ли я присоединиться к его проекту, я не имел ни малейшего представления о том, что он собирается взять меня актером на одну из ролей. Я не говорил тогда на путунхуа и никогда не участвовал в съемках фильма.
Когда он сообщил мне, что нам предстоит год съемок в Пекине, я смог только выдавить: «Вау, это так волнительно», и именно таким обманным путем меня заманили на этот «пиратский корабль».
Должно быть для вас стало неожиданностью, когда вас назвали лучшим актером на Гонконгском кинофестивале [за Reign Behind a Curtain]?
Я даже и не думал об этом. Конечно, для меня это было большим сюрпризом, но я не придал этому большого значения. Даже после того, как я получил награду, я не чувствовал, что это что-то значимое.
На тот момент вы уже считали себя актером?
Конечно, нет.
Даже после награждения?
Конечно, нет. Я крайне здравомыслящий человек. Не считая того момента, когда они объявили о награде, я почувствовал, как будто все остальные настучали мне по голове.
Я смог вернуть себя к реальности в течение дня – с момента, как я проснулся и до того, когда надо было выйти на сцену с речью.
И когда я вышел на сцену, то уже знал, что эта награда ничего не значит. Лучший актер и что дальше? Не говорите глупостей!
В конце концов, награды за лучшую роль важны для вас?
Нисколько. Награды просто ... [хихикает] Они не важны. Как бы сказать поточнее? [Длинная пауза]
Давайте скажем так. Награды очень важны. Они сильно вдохновляют. Я имею в виду то, что вручаемые статуэтки не важны. [Смеется] А награды сами по себе очень важны.
И где в итоге вы держите свои статуэтки?
[Смеется] Они в шкафу в углу за лестницей в моем доме.
Я слышал, что когда-то у вас была возможность сыграть Пуи в фильме Бернардо Бертолуччи «Последний император» (1987 г., в итоге роль досталась John Lone) после окончания съемок фильма режиссера Ли Ханьсяна с тем же названием (1986). Вы можете побольше про это рассказать?
Тогда я только вернулся из материкового Китая со съемок «Последнего императора» [режиссера Ли] , где рассказывалось про последние дни Пуи. На тот момент из-за цензуры в Китае люди не могли рассказывать о тех или иных днях жизни Пуи так, как им нравилось. Хотя я думаю, что Ли купил права на рассказ о жизни Пуи. После этого Бертолуччи приехал в Гонконг, чтобы встретиться с актерами - и мы тоже пошли на эту встречу. Он сказал нам, что он собирается снимать «Последнего императора», на что я ответил: "Я только снялся в нем". И он сказал: "Да, мы знаем. Мы смотрели его." [Смеется] И я ответил: «Но его еще даже не выпустили!» После этой встречи ему нужно было съездить в Италию или США, так что я ждал следующей встречи перед принятием решения. Однако, в это же время, Бертолуччи начал судебное разбирательство по вопросу авторских прав против Ли.
Вот почему вы впоследствии ушли из картины.
Именно поэтому... Я написал письмо Бертолуччи, в котором объяснил свое решение. Я сказал ему, что Ли был моим учителем, он снял The Last Emperor и исполнил свою миссию.
Я не видел смысла в том, чтобы играть того же персонажа еще раз. В то же время Бертолуччи предъявил иск к Ли.
Если бы Ли проиграл, и я бы начал сниматься у Бертолуччи… Я понял, что никогда не могу так поступить по отношению к своему учителю. Поэтому я отказался.
За десятилетия в этом бизнесе, чувствовали ли вы когда-нибудь неприятие публики, было ли искажение правды прессой или что-нибудь в этом духе?
Такое было. Средства массовой информации всегда отмечают, что моя жена не слишком красива, я очень этим недоволен. Вы отказываете мне в хорошем вкусе.
Когда я говорю, что моя жена красивая, а вы говорите, что нет, то может, это с вами что-то не так. Правильно? [Смеется] Других проблем с прессой у меня нет.
По вашему мнению, какой вопрос вам задают чаще всего?
По моему мнению... [Пауза] Наиболее часто задаваемые вопросы: «Почему мы вас так долго не видели?», «Вы ушли на пенсию?»
Я веду затворнический образ жизни. Я - отшельник средних лет, и публика или пресса не видит меня, кроме как во время съемок или раскрутки новых фильмов.
За мной не гоняются папарацци. Вот почему в период между съемками фильмов люди думают, что я исчез.
Как бы вы описали свои отношения с Гонконгскими СМИ?
Они очень поверхностны.
А какие у вас отношения с аудиторией?
Также очень поверхностные. [Смеется] Честно говоря, я знаю зрителей, которые действительно любят меня, потому что я получаю от них письма после выхода своих фильмов. Меня это очень радует.
С вашей точки зрения, каков ваш статус в нашей киноиндустрии сейчас?
Я полу-пенсионер. Я никогда не думал, что могу позволить себе рассуждать о киноиндустрии Гонконга. Я идентифицирую себя только как актера, я не думаю о своем статусе. Это не имеет значения.
Думали ли вы серьезно о выходе на пенсию?
Да! Я хотел уйти на пенсию уже много времени назад. [Смеется] Я думал, что лучше всего уйти, когда моя дочь окончит начальную школу. Для этого существуют веские причины: во-первых, ребенок знаменитости испытывает большое давление со стороны окружающих. Так что я подумал: было бы лучше, если бы я перестану актерствовать. Во-вторых, тогда я снимался во многих фильмах и так вымотался, что хотел сделать перерыв. [Смеется]
Всех денег в мире не заработаешь.
Сейчас мы говорим о начале 1990-х? Я помню, что в Center Stage [Драма Стэнли Квана 1992 года о китайской актрисе 1930-х годов Жуань Линюй,
покончившей жизнь самоубийством, но превратившейся в легенду экрана], вы с грустью размышляли в интервью: «Должен ли актер уйти с глаз публики в расцвете своей карьеры, чтобы стать легендой?»
Фильм был о звезде и все, кто появлялись в этом фильме, были или режиссерами, или звездами. Ее знаменитые последние слова «сплетни – это страшная вещь» трогают меня до глубины души. Тогда я только вернулся со съемок фильма Lover (1992), который тоже заставил меня о многом задуматься. Через месяц съемок во Вьетнаме, триады вынудили нас участвовать в съемках фильма на Филиппинах - это был ужасный опыт. К примеру, во время съемок The Lover я видел, что Джейн [Марч, на тот момент 18-летняя партнерша Люна по фильму] плакала целый день. После съемок я спросил себя - должен ли человек, которому посчастливилось работать в шоу-бизнесе и добиться каких-либо высот и признания публики, попрощаться со всеми, когда он еще стоит на вершине карьеры, чтобы оставить самое лучшее впечатление о себе? Вот почему я так сказал [в Center Stage].
Итак, на сегодняшний момент, насколько вы известны в мире?
Люди не узнают меня. Они просто еще не забыли мое имя.
Скажите, вас узнают во Франции?
Да. "Ах! Тони Люн... [пауза] Чи Вай !" [Смеется] Я говорю:« Да, это я! Oui. Ca va." Когда я был в Берлине на съёмках Zhou Yu’s Train (2002), я был удивлен, что некоторые журналисты и публика помнят меня.
Оглядываясь назад, можете ли вы поделить свою кинокарьеру на какие-либо этапы?
Гм... [длинная пауза] Я так не думаю. С другой стороны, люди склонны замечать лучшие и худшие дни моей 30-летней карьеры.
Думаю, что первый этап карьеры состоит из моих первых трех фильмов, когда я действительно не знал, что делаю.
После этого я принял решение сниматься в кино. Я хотел быть актером, а не кинозвездой.
Не хотел, чтобы меня каждый день одевали для фэшн-съемок, хотел создавать [драматическим шепотом] "драмы".
Это были первые шаги. Потом долгий, долгий процесс.
Согласны ли вы, что вы случайно стали кинозвездой?
Многие вещи, которые я сделал в жизни, были случайны. [Смеется] Я стал актером, думая, что я был в команде. Многое в моей жизни не было спланировано заранее.
Через несколько часов после этого интервью Люн позвонил мне по мобильному, спрашивая, может ли он исправить и расширить пару своих ответов. Его, видимо, поразило мое напоминание о том, что он сказал в фильме Center Stage.
"Если бы я хотел быть кинозвездой, я действительно должен был уйти из поля зрения моей аудитории, когда был на пике популярности" - цитата из фильма, иллюстрирующая разницу между актером и кинолегендой.
Тони Люн Ка Фай добавил: "Я считаю себя актером, поэтому не хочу отойти от дел. Говоря о том, что я актер, а не звезда, я продлеваю свое пребывание в этом бизнесе до бесконечности.
Как я уже говорил [в интервью], у меня нет никаких планов. Я просто делаю то, что мне нравится, не думая, правильно или неправильно - это все связано с кино.
Я считаю себя актером, потому что хочу, чтобы моя карьера длилась, как можно дольше. Лет через 50 все забудут обо мне. Ничто не длится вечно".
Автор интервью Edmund Lee, фотографии Calvin Sit, (опубликовано: 4 июля 2012 г.).
Перевод julz_nsk.
Источник http://www.timeout.com.hk/