У японцев много кулинарного - сериалы Осэн, Бамбино, фильмы "Вкус счастья" с Мики Накатани и Фудзи Тацуей, Ресторан Улитка с Ко Сибасаки - это навскидку.
Даже в Герое и Галилео есть серии, в которых действие происходит в кулинарных школах - было забавно учиться готовить японский омлет вместе с Кимурой Такуей:)))
Люблю японские производственные, гастрономические фильмы. Они учат правильному отношению к миру и к себе. Очень часто счастье - в мелочах - во вкусном свежем хлебе, в приготовленной мамой еде, в бабушкином саду.
У нас тоже это присутствует - самые вкусные помидоры - бабушкины розовые, 2 штуки -больше килограмма, свежие, только что сорванные и пахнущие солнцем. Оливки не из консервной банки, а из бочки, вяленые и пряные, с ярким вкусом. Только что привезённый в булочную свежий хлеб. Фермерский творог. Подсолнечное масло на разлив, пахнущее семечками, у первого продавца в масляном ряду. Мне как жителю маленького сельского городка это всё близко и понятно - ты гордишься своими, вкусными продуктами, московская капуста из супермаркета для тебя жёсткая и безвкусная, её надо класть в борщ иногда раньше картофеля, чтобы получить правильный вкус... И останавливаешься у фруктовых ларьков , и оборачиваешься, и идёшь на запах любимой с детства Изабеллы октябрьским вечером.
Люблю.
Люблю Осаву Такао за то, что в любом возрасте он может улыбнуться своей мальчишеской улыбкой и оказаться неловким смущающимся подростком, не боящимся быть смешным. Люблю смотреть, как он вплетает в свою роль комедийные штрихи, ненавязчиво понижая градус пафоса. Хотя злодеем он всё равно лучше.
Рыбный рынок Цукидзи - едва ли не главная достопримечательность Токио. Начинающий работу задолго до рассвета, он собирает, сортирует, распределяет и продаёт свежий улов, здесь происходят зрелищные торги за многокилограммовых тунцов, тут можно найти любые дары моря. И работают там из поколения в поколение -работа физически тяжёлая, и требующая специальных навыков.
Сюнтаро - типичный сараримэн, вот вот дорастёт до руководящей должности. У него есть красивая невеста - декоратор в крупном торговом центре в Гиндзе - кажется, жизнь удалась - но омрачает её необходимость извечного подхалимажа к шефу.
Однажды ранним-преранним утром, выйдя из кабака после совместной с шефом попойки, Сюн видит свою девушку, куда-то едущей на велосипеде. Следуя за ней, он попадает в Цукидзи, и среди грубых парней в резиновых сапогах и фартуках, с полотенцами на шеях и головах его невеста как дома. С удивлением он узнаёт, что она - дочь владельца магазина на рынке, и является уже третьим поколением рыбного рынка Цукидзи. Сначала Сюн задерживается на рынке, чтобы помочь подруге, но вскоре он понимает, что именно заниматься рыбой ему особенно интересно.
Ещё меня очаровывает мировоззрение японцев по отношению к живым организмам, которые станут едой. Это далеко от вегетарианства, но по-своему очень гуманно. Чем-то это сродни традиционному охотничьему, описанному Семёновой - белку в глаз, медведя -в одного выстрела, чтобы зверь не мучился, попросить у существа прощения и поблагодарить, что с его помощью мы продолжаем жить.
Японское "Итадакимасу" у нас обычно переводят как "приятного аппетита", но по смыслу это совсем другое. Дословно - " я принимаю эту пищу", благодарность овощам, животным, которые были живы, но стали едой и поделились таким образом своей силой с людьми, людям, которые бережно приготовили эту еду, сделав её красивой и вкусной.
И про это тоже в фильме немало.
Но в целом это - простая история о вкусе рыбы, и о еде в целом, о людских отношениях и призвании. Немного романтики, немного комедии, немного сасими - чуть чуть, просто, чтобы ощутить вкус.