А мне понравилось. Смотрела в 3 дня, но прошло на нужной волне - лёгкой, не грузящей, без особых драм, а те, которые были, поданы повседневно... и именно в этом я ощутила обаяние фильма.
Ну и кроме того мне очень нравится и Токива Такако, и Кэнто Хаяси - в первый раз я увидела его в Под мостом над Аракавой, и хотя там он самый младшенький, смотрелся он во всём этом фееричном безумии очень достойно. Ну и братья Карамазовы, опять-таки - мальчик растёт, и растёт достойно.
Больше всего понравились две идеи: первая - стеснительная. Синдром Сирано. Молчать из-за страха отказа - или воспользоваться посредником - бумагой, или даже радиоведущей, которая проникновенным голосом без нотки сарказма прочтёт твои слова лучше, чем когда-либо это сделаешь ты - в конце-концов, она профессионал. А тебе остаётся только ждать, какая на это последует реакция, но ждать не лицом к лицу, переминаясь с ноги на ногу, потея и краснея, а дома, на работе - далеко. И объекту твоей любви не нужно отвечать немедля - не скажут в запале ненужных слов, не оскорбят себя и тебя бурным ( а значит, неприличным) оскорблением чувств. Есть время подумать и так же, через посредников, передать нужные, тщательно выбранные слова.
Мне кажется, это очень созвучно японскому мироукладу, в которомс периода Хэйян принято писать любовные записки, в детсаду и школе объясняться с предметом любви передачей любовных писем , иногда в присутствии подружки (для моральной поддержки), а замуж выходить с помощью омияй - специальная сваха (очень уважаемый персонаж, неплохо на этом деле зарабатывающая, сейчас на их роль перешли брачные агентства) приносит потенциальной невесте папочки с личными делами женихов и правильной фотографией:)))
Всё для того, чтобы пожалеть смятенную, смущающуюся и легкоранимую душу японца. Гы.
В этом смысле правильный, уважающий обе стороны посредник приобретает ценность и популярность поистине несравненную.
Вторая идея ... её сформулировать сложнее. Мне очень нравится, как в Японии принято отдавать письмо, визитку или подарок. На это есть ритуал, и он также помогает от смущения в том числе. Помню, когда читала воспоминания Минэко Ивасаки (поистине фееричная женщина, сочетающая в себе мудрость и наивность ребёнка), очень позабавил пассаж о том, как пришедшие в дом гейш чиновники или бизнесмены передавали взятку и сильно её этим оскорбили: не самим фактом , а тем, что это было сделано неуважительно к хозяйке дома, впопыхах, и без уважения к деньгам и адресату. Надо было отдать деньги хозяйке дома, она бы завернула их в шёлковый платок-фуросики с изящным рисунком, догнала бы уходящего после трапезы гостя и сказала бы, что дорогой гость забыл. И приличия соблюдены, и не упрекнёт никто-всё изящно и красиво.
Ещё пару десятков лет назад все бизнесмены передавали визитку с полным соблюдением приличий - двумя руками, с поклоном. Так же её и следовало принимать.
Так же и передают письма, документы, заявление на увольнение и прочие важные вещи. При этом в момент, когда отдающий застывает в поклоне с протянутыми руками, читается одновременно и величайшее смирение, и возможность скрыть свои чувства за опушенным в пол лицом. Принимающий в данную секунду - повелитель, от него зависит, казнить или миловать.
Почему-то меня этот момент очень трогает.
Про фильм в целом - простая, повседневная история о сложных сплетениях судеб без лишнего драматизма, но с посылом о том, что "если вы так и будете хранить свои мысли и чувства в дальнем ящике своей души - их никто и никогда не узнает". В принципе, фраза может стать девизом интровертов.