«КВАН-ДО» («НОЖ ГЕНЕРАЛА КВАНА»)
Сейчас трудно определить какая страна, Китай или Корея, является родиной оружия, известного в Китае как «кван-до», а в Корее как «чунг джунг вул до» («нож небесного лунного дракона»). Во всяком случае, он завоевал исключительную популярность в среде корейского высшего офицерства, которое пользовалось этой разновидностью секиры, сидя на коне. Происхождение этого оружия корейская легенда объясняет так: один из именитых полководцев увидел как-то ночью падающую звезду на фоне ущербного месяца, что и навело его на мысль сделать оружие, по форме напоминающее увиденное. С тех пор это оружие называется лунный нож, а отходящее в сторону маленькое острие напоминает о падающей звезде. Что касается слов о драконе, то они подчеркивают благородное, аристократическое происхождение изобретателя (корейские генералы были по большей части царского рода, а дракон являлся символом королевского двора Кореи).
Большинство воинов, владевших лунным ножом, были выходцы из «сан-би» класса:, элитной группы корейских военных специалистов высокого ранга, владевших многими видами оружия и обученных всем аспектам военные действий. Воины из класса «сан-би» считаются предшественниками клана самураев Японии. Лунный нож был хорошо продуманным оружием всадника. Он обладал длинным древком (более 2-х метров длины), на которое насаживалось крупное, острое серповидное лезвие с односторонней заточкой.
Обратная сторона режущей кромки была довольно толстой, что придавало прочность и значительный вес всему лезвию. Вес был необходим, чтобы лезвие не увязало в теле противника, а расширение приводило к возникновению страшных «разваленных» в стороны ран, облегчавших вытаскивание оружия и тяжело калечивших или убивающих противника. Отходящий в сторону шип на тыльной стороне лезвия выполнял ту же функцию, что и шип на обухе боевого топора, он служил точкой приложения силы при нанесении удара тупой, толстой стороной. Лезвие меча отделялось от древка круглой гардой, защищавшей древко от удара оружия противника и это место часто украшалось изображениями животных, а само лезвие покрывалось орнаментом и пиктографическими изображениями. Такое «украшательство» свидетельствовало о высоком общественном положении владельцев оружия, а также несло на себе религиозно мистическую окраску и призвано было защищать воинов от злых духов, колдунов и недоброго глаза. Обратная сторона древка, как правило, усиливалась дополнительным шипаобразным наконечником, так как воин, сидя на коне, вел бой обеими сторонами древка лунного кинжала.
Помимо классического варианта, имелись всевозможные модификации, например, загнутый крюком конец меча или плоский, лопатаобразный обрыв верхушки лезвия. Здесь мы уже чувствуем китайское влияние и его стремление максимально расширить функциональные возможности оружия. Длинное древко оружия позволяло держать вражеских солдат на значительном расстоянии от офицера и его лошади.
Рукоять лунного ножа делалась довольно тяжелой, что позволяло прекрасно сбалансировать оружие, и при некотором сдвиге от центра к лезвию торчащее в сторону плечо уравновешивало тяжесть лезвия. С таким оружием конник мог скакать на вражеские ряды, выставив его наперевес и, выполняя восьмеркаобразные петли по обе стороны от лошади, сносить все на своем пути. Кроме того, хорошая сбалансированность этой разновидности секиры позволяла всаднику сказать, выставив ее наперевес, не сгибаясь в седле, и прилагать минимум усилий для широко амплитудных движений. Иногда лунный нож применялся и в пешем бою. Корейские воины приспосабливались бороться с вражеской кавалерией и сбивать всадников наземь, подрубая ноги их коням. Так, лунный нож оказался чрезвычайно эффективен и в качестве оружия пехотинца при необходимости противостоять кавалерийской атаке. Будучи очень тяжелым со стороны острия, лунный нож обладал большой инерцией и, начав движение, свободно двигался сквозь препятствие, рассекая лошадиные ноги и закованных в броню воинов с одинаковым успехом.
Техника работы лунным ножом достаточно сложна и для ее отработки созданы специальные формы - Хуинги, которые представляют собой упражнения соло, содержащие все основные приемы, собранные в осмысленные связки. Всего таких комплексов существует четыре типа, различающихся по степени сложности. Ряд оригинальных приемов, был разработан корейскими монахами, которые взяли на вооружение лунный нож. Эти приемы основывались на элементе неожиданности и часто имели успех. В сочетании с хорошим знанием обычной техники, отвлекающие приемы становились ключом к успеху в борьбе даже против профессиональных воинов. Монахи, например, использовали древко для подбрасывания в противника разных предметов, мелких .камней. Монах стоял, уперев конец древка в землю в ожидании противника, и тому не приходило в голову, что вооруженный лунным ножом враг будет еще и швыряться камнями. Вылетающий прямо в лицо камень часто был настолько неожиданным, что противник пропускал следующий вслед прием.
Ссылка: http://side-arms.ucoz.ua